1834 год. В Парижской опере в очередной раз шла «Сильфида». На спектакле присутствовал приехавший из Дании Август Бурнонвиль. Вместе с известным уже балетмейстером прибыла и его пятнадцатилетняя ученица. Юная датчанка, затаив дыхание, следила за фантастическим действием. Наверное, уже тогда мечтала стать такой же яркой звездой, как Мария Тальони.
Восторженную зрительницу звали Лусина Алексия Гран (1819 – 1907). Прославиться же ей предстояло под именем Люсиль Гран. А сам Бурнонвиль в тот день задумал поставить свою «Сильфиду». В талантливой ученице видел исполнительницу главной партии. И в 1836 году на датской сцене предстала новая версия романтического балета о трагической любви прекрасной девы воздуха и шотландского крестьянина.
Стремительный взлёт
Будущая звезда родилась в семье лейтенанта таможенной службы. Осознание артистического призвания пришло рано – немалую роль здесь сыграло посещение спектаклей Королевского балета. Потрясение от увиденного было настолько сильным, что девочка твёрдо решила стать танцовщицей и уговорила родителей отдать её в балетную школу.
Способности юной ученицы заметил Август Бурнонвиль и стал её учителем. В пятнадцать лет Люсиль Гран дебютировала на профессиональной сцене. Успех был невероятно громким. По словам современника, в оранжереях Копенгагена не осталось ни одной розы – все они были поднесены новой королеве танца.
Август Бурнонвиль с вниманием следил за восхождением своей ученицы. Шла работа над балетом «Вальдемар», где Люсиль Гран предстояло исполнить партию главной героини Астрид. Сюжет был взят из датской истории. Перед балетмейстером и артистами стояла непростая задача – передать танцем и пантомимой сложные взаимоотношения героев. Но напряжённый труд увенчался огромным успехом, а Люсиль Гран упрочила своё положение солистки.
И вот 1836 год, премьера датской версии «Сильфиды». Новую музыку написал Херман Левенсхольд. Воздушную деву танцевала Люсиль Гран, а Джеймса – сам Август Бурнонвиль. Юная Сильфида поразила кристальной чистотой движений и необыкновенной лёгкостью. В танце строгость сочеталась с затейливостью – как в морозных узорах на стекле. Современник писал, что в глазах балерины отражалась светлая и холодная лазурь северного края.
Люсиль Гран была музой-вдохновительницей Бурнонвиля. Но затем пути хореографа и артистки разошлись. Высказывались разные предположения, почему произошла размолвка, но истинную причину мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Разрыв с балетмейстером заметно обеднил репертуар Гран. Но она мечтала о мировой славе, которой сложно было бы достичь, оставаясь в Копенгагене.
Завоевание признания
И вот европейские столицы рукоплещут датской виртуозке. В Париже она станцевала «Сильфиду» - это была уже французская версия на музыку Жана Шнейцхоффера, что ставилась ещё в 1832 году для Марии Тальони. Выступать после столь именитой предшественницы было весьма рискованно. Но Люсиль Гран смело решилась на шаг, который многим казался авантюрным. И победила – успех её Сильфиды был велик, ею восхищались даже те, кто помнил в этой партии Тальони.
В 1843 году Гран приезжает в Санкт-Петербург. Но приём ей был оказан достаточно сдержанный. Однако сама артистка во время этих гастролей воплотила свою мечту – станцевала Жизель. Возможно, в этой героине было что-то, созвучное строкам датского поэта Адама Готлоба Эленшлегера:
Солнечный луч! Ты во взоре блуждаешь
Девушки, чувство познавшей впервые.
Словно сама красота, ты вонзаешь
В сердце мне стрелы свои огневые.
Но особенно близким датской балерине было второе действие – в нём её танец обретал элегичную задумчивость, образ был отмечен меланхоличностью и грустной мечтательностью.
Четвёртая звезда
1845 год ознаменовался триумфом в Лондоне. Люсиль Гран приехала туда одновременно с Марией Тальони, Карлоттой Гризи и Фанни Черрито. Трудно точно сказать, что способствовало такому стечению обстоятельств. Но именно тогда Жюль Перро поставил своеобразный мини-спектакль для четырёх знаменитостей – «Па-де-катр» на музыку Цезаря Пуни. Выступление состоялось в присутствии королевы Виктории.
Каждая балерина смогла наилучшим образом показать свои самые сильные стороны. Лиричная и воздушная Мария Тальони, причудливо-грациозная Карлотта Гризи, бравурная Фанни Черрито… И Люсиль Гран – с её тончайшими бисерными движениями, которые перемежались взлётами в прыжках и как будто зависанием в воздухе. Ощущались те особенности школы Бурнонвиля, которые артистка никогда не забывала.
Жюль Перро не скрывал, что из выступавших в тот вечер звёзд отдал предпочтение именно четвёртой из них – Люсиль Гран. Техника поражала ювелирным блеском, движения изумляли идеальной отточенностью. Лёгкость была поистине эфирной и при этом по-северному холодноватой.
Романтическая легенда
После лондонского триумфа Люсиль Гран ещё на протяжении одиннадцати лет выступала в крупнейших театрах. Несколько спектаклей поставила сама и станцевала в них главные партии. В 1856 году оставила сцену, но продолжала активно работать как педагог и балетмейстер. Примечательно, что она сотрудничала с Рихардом Вагнером и поставила танцы в его опере «Тангейзер».
Имя Люсиль Гран не было забыто – его носит одна из улиц в Мюнхене. А если вглядеться в балет «Сильфида» Августа Бурнонвиля, то можно уловить незримое присутствие той, которая когда-то воплотила образ воздушной девы в Дании. Хореографический рисунок – строгий и витиеватый, лиричный и невесомо-лёгкий – сохранил в себе те неповторимые черты, которые отличали искусство северной звезды балетного романтизма.
© Наталья Наумова (Дель Ветти)
******************************************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!