Найти в Дзене
Casus Belli

1812. Переправа через Березину. Как упустили Наполеона

К утру 24 ноября 1812 года (все даты по новому стилю) диспозиция была следующей. Боеспособные части Великой Армии Наполеона численностью около 31 тысячи человек плюс неустановленное число "безоружных" (тоже около 30 тысяч) выдвинулись от Бобра по Старой Смоленской дороги в направлении Борисова. Им предстояло за день пройти порядка 50 км. Оптимизма французам придавала погода: после недельной слякоти земля подмерзла, идти стало значительно легче. Южная армия адмирала Чичагова занимала предмостное укрепление на южном (правом) берегу Березины близ Борисова, блокируя дорогу на Минск. Адмирал разослал дозоры вдоль берега для наблюдений за действиями противника, и готов был сорвать любую попытку переправы. Корпус маршала Удино (ок. 9 тысяч боеспособных солдат) занимал Борисов и охранял дорогу, по которой должна была подойти основная часть французской армии. Поскольку борисовский мост был накануне частично уничтожен, и его не представлялось возможным исправить под артиллерийским огнем русских

К утру 24 ноября 1812 года (все даты по новому стилю) диспозиция была следующей.

Боеспособные части Великой Армии Наполеона численностью около 31 тысячи человек плюс неустановленное число "безоружных" (тоже около 30 тысяч) выдвинулись от Бобра по Старой Смоленской дороги в направлении Борисова. Им предстояло за день пройти порядка 50 км. Оптимизма французам придавала погода: после недельной слякоти земля подмерзла, идти стало значительно легче.

-2

Южная армия адмирала Чичагова занимала предмостное укрепление на южном (правом) берегу Березины близ Борисова, блокируя дорогу на Минск. Адмирал разослал дозоры вдоль берега для наблюдений за действиями противника, и готов был сорвать любую попытку переправы.

Корпус маршала Удино (ок. 9 тысяч боеспособных солдат) занимал Борисов и охранял дорогу, по которой должна была подойти основная часть французской армии. Поскольку борисовский мост был накануне частично уничтожен, и его не представлялось возможным исправить под артиллерийским огнем русских, Удино отправил своих кавалеристов на поиски брода вверх и вниз по течению.

Генерал Витгенштейн
Генерал Витгенштейн

Витгенштейн очень осторожно приближался с севера к деревне Барань, которую займет на следующий день (примерно в 30 км северо-восточнее Борисова вверх по Схе). Напреререз ему в Ратуличи выдвинулся Виктор.

Кутузов по-прежнему неспешно двигался в западном направлении, оставаясь примерно в 90 км от Березины. Однако его авангард (Платов) уже приближался к Бобру.

Маршал Клод-Виктор Перрен
Маршал Клод-Виктор Перрен

Наполеон со своим штабом прибыл в Борисов вечером 24 ноября. К этому моменту Удино обнаружил целых два брода: ниже по течению, в районе Ухолоды, и выше – у Студянок, примерно в 15 км от Борисова. Последнее было делом случая: кавалеристы из бригады Корбино, шедшей от Докшиц (т.е. с запада) на Борисов, узнали, что мост в руках Чичагова. Они быстро нашли проводника из местных, который указал им брод у Студянки; перейдя его, что для всадников было делом относительно нетрудным, французы почти сразу же наткнулись на разведчиков Удино, искавших переправу.

-5

Не дожидаясь указаний Наполеона, Удино немедленно приказал строить мост в Студянке, одновременно организовав демонстрационные действия в Ухолодах. Кроме того, им были весьма удачно распущены слухи, что французы намерены пробиваться на запад прямо через позиции Чичагова. Обескураженный предыдущим поражением адмирал занервничал еще больше.

Адмирал Чичагов
Адмирал Чичагов

Главной проблемой Наполеона в этот момент стал… его собственный приказ, отданный 20 ноября при оставлении Орши. Там император приказал всех лошадей передать артиллеристам, а два понтонных парка (60 повозок!) и инженерный инвентарь сжечь. Наполеон планировал перейти Березину по мосту в Борисове - на тот момент невредимому и находящемуся в руках французов.

Теперь выяснилось, что без наведения переправы не обойтись: хотя отдельные подразделения и переходили через мелкую, но широкую (порядка 100 метров, считая с болотистыми берегами) и быструю реку вброд, нечего было и думать переправить так 30 тысяч солдат. Во всяком случае, весь обоз и артиллерию точно пришлось бы бросить. Кроме того, уровень воды к 25 ноября поднялся, достигнув в отдельных местах двух метров, появились плавающие льдины.

-7

На счастье французской армии, не все офицеры беспрекословно слушались императора. Невзирая на строгий приказ, начальнику понтонных экипажей Жан-Батисту Эбле удалось-таки сохранить две походные кузницы, два воза угля для них, и шесть инструментальных повозок. Кроме того, каждый понтонер нес на себе 2-3 топора, клещи и два десятка гвоздей. Из 400 саперов, имевшихся у командующего инженерной службой генерала Шасслу-Лоба, около 100 человек были направлены в Ухолоды – имитировать наведение ложной переправы. Остальные три сотни вечером 25 ноября приступили к сооружению переправы в Студянке.

Жан-Батист Эбле
Жан-Батист Эбле

Чичагову достаточно было оставаться с главными силами в Борисове; отсюда он имел возможность эффективно воспрепятствовать переправе французов как в Студянке, так и в Ухолодах. И он поначалу все сделал правильно: отправив в Студянку Чаплица, а вниз по течению, к местечку Березина – графа О'Рурка, он ждал, что предпримет противник. Увы, терпения адмиралу хватило ненадолго, и уже к вечеру 25 ноября, получив письмо от Кутузова (в котором светлейший предупреждал флотоводца, что Бонапарт запросто может повернуть на Бобруйск, а после соединиться с Шварценбергом, чего князю совершенно не хотелось), командующий Южной армией приказал Чаплицу вернуться в Борисов, а сам во главе войска отправился на юг, в Забашевичи (примерно 22 км от Борисова).

Таким образом, вечером 25 ноября 1812 года армии двигались в противоположных направлениях: Чичагов – на юг вдоль правого берега, Наполеон – на север вдоль левого.
-9

Витгенштейн к этому моменту обходил охранение Виктора, и занял Барань, оставленную французами накануне. Ну, а Кутузов по-прежнему никуда не спешил.

…Не найдя в окрестностях Студянки нужного для сооружения моста дерева, саперы Эбле раскатали на бревна деревенские дома. Разожгли печи походных кузниц, и началась работа. Всю ночь заготавливали козлы; три 100-метровых моста должны были иметь по 24 пролета (в конце концов построены были только два). Высота козел достигала 2,5 м, ширина вверху – около 4 м. В полной темноте в восемь утра начали ставить мосты.

-10

Наполеон лично наблюдал за постройкой. Более ста понтонеров, устанавливавших козлы, в буквальном смысле слова работали по шею в ледяной воде. Переправу почти никто из этой сотни не пережил. Периодически они вылезали на берег греться, некоторые тут же умирали. В воспоминаниях сержанта Бургоня сказано, что один из его приятелей

"… видел, как сам император подносил [замерзшим понтонерам] вина"

Настил укладывался на толстый брус, причем его даже не обтесывали. Более лёгкий мост, предназначенный для пехоты, настилали кровельными досками с крыш разбираемых домов. Для настилки артиллерийского моста шел более прочный кругляк.

-11

Первый переход был готов к часу пополудни 26 ноября и через него тут же пошли войска. Второй заработал к четырём часам. В тот же день, получив сообщения о приближении авангарда Кутузова, Удино вывел свой корпус из Борисова по направлению к Студянке, чтобы обезопасить зону переправы вместе с Виктором; в арьергарде оставалась дивизия Партуно, о печальной судьбе которой стоит рассказать особо.

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.