Образ Фриды в романе не сказать, что центральный, но важный для понимания образа самой Маргариты. Формально он списан с газетной истории о реальной женщине Фриде Келлер, убившей своего ребенка по тем же мотивам, что и Фрида в романе, да еще и на пасхальной неделе. Если кто не знает, то Воланд появился на Патриарших прудах в среду на страстной неделе. При этом Фрида на балу среди всех этих убийц, развратников и прочих гадов явно показана случайным запутавшимся человеком. Зачем же Булгаков вводит данный образ? Давайте разбираться.
Во-первых, в своем закатном романе Булгаков постоянно полемизирует с «Фаустом» Гете, и образ Гретхен, безусловно, оказал влияние не только на Геллу, но также и на Фриду. И простая параллель, Гелла – это, привидившаяся Фаусту, мстящая Медуза-Горгона, а Фрида хоть и находится среди душевно и духовно мертвых упырей, но душа ее жива, она сожалеет и страдает. Фрида – это Гретхен при жизни, осужденная на казнь и всеми презираемая. Исследователь творчества Булгакова Борис Соколов пишет, что слова Маргариты, «а где отец ребенка?» это слова Огюста Фореля поднявшего эту тему в своей книге «Половой вопрос». Форель дал полную картину преступления и страданий этой женщины. И, несмотря на весь ужас ее преступления, поставил перед обществом вопрос о снисхождении, об избыточности для нее смертного приговора. В итоге, смертный приговор был заменен пожизненным заключением. В конце концов, со временем она была освобождена и даже пережила самого Булгакова. Но это все, так сказать, внешняя канва произведения.
У всех этих женщин в мифологии есть общий прототип и он объединяет их всех. Как я уже писал в постах «О последнем приюте Мастера» и «о Гелле», Маргарита определенно награждается Булгаковым атрибутами богини любви и красоты Афродиты: желтые цветы при знакомстве с Мастером (желтый – это цвет Афродиты), плюс указание на то, что она ни одного дня в жизни не работала (в мифологии делается акцент на этом качестве богини), Маргарита не любит мужа-инженера и изменяет ему с Мастером (Афродита также изменяет мужу - кузнецу Гефесту).
Вообще в мифологии сочетание букв ФР в большинстве своем устанавливает связь с богиней любви и красоты, Наряду с аФРодитой, это также ФРея, и ФРигг (в своем аспекте покровительствующем любви), и Прасковья (буква Ф часто меняется с П и даже Т), она же Параскева-Пятница (вспоминаем, что пятница – это день посвященный Венере). Такие сочетания астрологи используют при выборе имен ребенку, чтобы усилить качества определенной планеты. Так именами Марса становятся: АРСений, АРтем, ЯРослав, ЯРило.
Исходя из этого имя ФРида сохранено Булгаковым, а не изменено на какую-нибудь Дусю. И более того Фрида через свое имя относится к Маргарите, как к богине, которой она была при рождении посвящена и молит о заступничестве. «Фрида. Меня зовут, Фрида, королева.» Ведь, если Афродита наградила Фриду красотой и сексуальной притягательностью для мужчин, то кому же, как не ей помочь. Любопытно, что одного из своих детей - Приапа - Афродита после родов бросила умирать в лесу, правда мотив в мифологии другой.
И Маргарита, чувствуя это родство по духу, не просто дает ей неосторожную надежду. Приобретая на балу особую мистическую силу, она становится ответственна, за тех «кто верит в нее и в ее мощь». Поднимаясь по ступеням жертвенности и страданий, превращаясь в любовь небесную, Маргарита уже не может остаться глуха к мольбам других людей. В определенной степени она получает свою силу благодаря им. Теперь в ее власти наказывать или прощать, и Воланд говорит ей об этом прямо («Я этого делать не буду. А Вы сделайте.»). Маргарита еще не осознала до конца, что произошло с ней на балу, и потому сомневается («А разве по-моему выйдет?»). Кроме того этот мотив является противопоставлением поступков Маргариты и деяний Пилата и Коровьева, она не предает тех, кто надеется на нее. И именно потому получает настоящую власть.
Освобождение Фриды для Маргариты – это единственный путь к окончательному преображению. Как уже мной говорилось не раз, жертвоприношение является важнейшим фактором внутренних трансформаций. Похоронив в глубине души свою надежду на встречу с мастером, она переворачивает мир, переходит от состояния нигредо к альбедо и объединяется со своей второй половиной (в терминологии Юнга анимусом).
Фрида необходима Маргарите не меньше, чем Маргарита Фриде. Вот в чем суть ее образа.
Кстати, а вы знаете, как звали гетеру с которой знаменитый скульптор ПРакситель ваял знаменитую статую Афродиты? ФРина. Сенат судил ее под предлогом того, что земная женщина не может представляться Афродитой. Это, по их мнению, было оскорблением богини. Ее адвокат (а по некоторым сведениям она сама) в суде сорвал с нее одежды. Судьи, оценив красоту ее тела, изменили свое решение. Так в свое время Фрина получила заступничество от самой- Афродиты.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Также рекомендую другие мои статьи о романе "Мастер и Маргарита: "Чернокнижник Герберт Аврилакский", "За что был наказан буфет и буфетчик", "Раз, два...Меркурий во втором доме...", "Ведь и мы хотим жить и летать", "Азазелло", "Бегемот", "Маргарита и больное колено Воланда", "Сказка, рассказанная Воландом и Бегемотом", "Марциан Капелла и мистическое бракосочетание", "Тайна фиолетового рыцаря".
А найти полный текст моей книги Вы сможете здесь:
https://litmarket.ru/books/grani-romana-master-i-margarita?refCampaign=dzen&refId=14612