Найти тему

Плюс-минус НАРВСКИЕ ВОРОТА

Нарвские ворота — не единственные в городе триумфальные ворота. Но зато это единственные ворота-музей. А в городском фольклоре они стали еще синонимом приблизительности, неточности.

НАРВСКИЕ ВОРОТА (площадь Стачек) 
1814/1834, архитектор Василий Стасов 
vk.com/narvskie_vorota 
11:00-17:00, среда 14:00-20:00 
Понедельник, вторник — выходные дни 
(фото - О. Феофанова)
НАРВСКИЕ ВОРОТА (площадь Стачек) 1814/1834, архитектор Василий Стасов vk.com/narvskie_vorota 11:00-17:00, среда 14:00-20:00 Понедельник, вторник — выходные дни (фото - О. Феофанова)

Первые Нарвские ворота, построенные в честь возвращения русской гвардии из побеждённого Парижа в 1814 году, были деревянными. Они были возведены по проекту Джакомо Кваренги всего за месяц. И стояли не там, где нынешние, а рядом с Обводным каналом, где тогда была граница города.

Вид триумфальных ворот, воздвигнутых в честь российской императорской гвардии, и торжественное ее восшествие в Санкт-Петербург в июле 1814 года
Вид триумфальных ворот, воздвигнутых в честь российской императорской гвардии, и торжественное ее восшествие в Санкт-Петербург в июле 1814 года
Нарвские триумфальные ворота 
Акварель Д. Кваренги
Нарвские триумфальные ворота Акварель Д. Кваренги

Деревянные ворота за несколько лет пришли в негодность — и было решено заменить их постоянными. Император Николай I хотел видеть ворота гранитными. Автор проекта, архитектор Василий Стасов, предложил другой вариант: кирпичные ворота в «медной одежде», то есть облицованные медными листами. Так Нарвские ворота стали первыми триумфальными воротами в «одежде».

Заложили ворота в 1827 году, когда Нарвская застава вместе с границей города отодвинулась южнее. Новые ворота решено было тоже строить на новом месте. Так в Петербурге родилась присказка «плюс-минус Нарвские ворота», обозначающая что-то весьма приблизительное, не точное.

Триумфальные ворота на Петергофской дороге 
1835-1842 гг, гравюра.
Триумфальные ворота на Петергофской дороге 1835-1842 гг, гравюра.

Как и первые, вторые Нарвские ворота венчает фигура Славы в колеснице, запряжённой шестёркой лошадей. Кстати, лошади в колеснице — первая крупная работа Петра Клодта, знаменитого скульптора-анималиста.

Первые монументальные кони Петра Клодта
(фото - О. Феофанова)
Первые монументальные кони Петра Клодта (фото - О. Феофанова)

Статуя Славы выполнена по проекту Степана Пименова, а колесница — работа Василия Демут-Малиновского. Эти же скульпторы создали и древнерусских витязей для вторых ворот (первые ворота украшали традиционные древнеримские воины).

Древнерусские витязи вместо древнеримских легионеров 
(фото - О. Феофанова)
Древнерусские витязи вместо древнеримских легионеров (фото - О. Феофанова)

Василий Стасов во время создания Нарвских ворот хотел устроить в них музей Отечественной войны 1812 года. Но его идею не поддержали: сначала разместили в воротах казарму караульной службы Нарвской заставы, потом часть архива городской Думы — он сгорел во время Февральской революции. И всё же через полтора века после открытия в Нарвских воротах устроили музей Воинской славы. Идеи не горят!

Винтовая лестница в выставочный зал ворот-музея
(фото - О. Феофанова)
Винтовая лестница в выставочный зал ворот-музея (фото - О. Феофанова)
Архитектор Василий Петрович Стасов (экспозиция Нарвских ворот)
(фото - О. Феофанова)
Архитектор Василий Петрович Стасов (экспозиция Нарвских ворот) (фото - О. Феофанова)

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Есть минутка? Найдите первый Петропавловский храм на первых триумфальных воротах Петербурга.

Больше информации и еженедельный календарь событий на выходные — в ВК-группе.