Люди часто говорят, что Бог один. Но молиться они ходят в разные храмы. Современная архитектура словно пытаясь доказать противоречивость такого выбора, демонстрирует, что даже в рамках одной конфессии культовые сооружения могут иметь очень мало общего. Мы предлагаем рассказ о 6 необычных храмах в разных уголках Земли.
Приходская церковь Господа Милосердного построена в Пуэбло Серена новом районе мексиканского Монтерея. Здесь всё под стать необычному храму: здания, инфраструктура, да и люди порой под влиянием обстановки меняются. Тем не менее, сохранена преемственность с традиционной церковной планировкой, а в дизайне есть элементы, взятые из прототипов раннехристианских храмов.
Посетителей перед входом встречает квадратная плоскость фасада. Впечатление такое, что приготовили его под цифровое табло, уж больно аскетично выглядит голая стена - ни орнамента, ни малейших выпуклостей. Хотя и это решение архитектор Монео Брока трактует очень оригинально: чистый, обезличенный и ничем не замутнённый облик храма должен готовить человека к тому, что внутри его ждёт совершенно иной мир, иное сакральное пространство.
С улицы, а если точнее с площади, довольно не просто понять, какой из объёмов сооружения для чего предназначен. Лишь внутри становится ясно, что всё здесь на своих местах: хоры, алтарь, источники света. В качестве последних, кроме электрических светильников, используются окна спрятанные между плоскостями конструкции. Благодаря им в помещении создаётся даже рисунок распятия.
Не менее интересно сочетание форм храма с окружающим его ландшафтом. Каньон Хуаюко с остроконечными пиками гор словно и не вторгается, а занимает отведённое ему место в расчетливо соизмеренных пропорциях города, природы...
Церковь Грундтвига в Копенгагене - благодаря необычной архитектуре одно из самых известных культовых сооружений Дании.
Архитектор Йенсен-Клинт синтезировал в своём проекте несколько стилей. Говорят, перед началом работ он тщательно изучал особенности деревенских церквей, особенно на острове Зеландия, где так любят ступенчатые фронтоны. Ну а дальше соединил это с геометрией современного ему экспрессионизма и вертикальной устремленностью готики.
Больше всего поражает западный фасад храма. Он напоминает орган и включает 49-метровую колокольню. Проект хоть и начал реализовываться в 20-е годы прошлого столетия, имеет все признаки современного рационалистического подхода.
Так, согласно замыслу, не только строили церковь, но и организовывали прилегающее пространство, включавшее помимо приходских служб еще и жилые здания. Причем, когда в 1927 году была завершена башенная часть храма, его освятили и открыли для служб. Однако основной неф строился вплоть до 1940 года и уже под руководством другого архитектора Кааре Йенсена - сына Йенсена - Клинта.
Принадлежащая протестантской общине городка Фудзисава Церковь Христа недалеко от пляжа Сёнан - еще один продолжатель традиций аскетизма в культовой архитектуре. Бетонные ничем не обработанные стены приземистого сооружения вообще мало напоминают храм. С виду сарай и только.
Многое объясняет малоэтажная застройка, господствующая в этом месте. Архитектор Такеши Хосака словно стремился растворить свой проект в ландшафте. Главное, чем привлекает внимание церковь, это крыша. Шесть громоздящихся друг на друга опрокинутых полусводов - аллегория шести дней творения. Седьмой день, согласно замыслу, сама служба.
Именно крыша создаёт динамичный световой режим внутри храма: к полудню, к моменту окончания службы - в него льётся нескончаемый поток прямых солнечных лучей, во второй половине дня он наполнен ровным естественным светом, а к вечеру всё помещение превращается в пространство темно-синих сумерек, где главным светилом является луна.
Без инноваций тоже не обошлось. Правда, они большей частью обусловлены самой конструкцией. Бороздки на боковых стенах церкви заполнены акустическим пенополиуретаном, что даёт прекрасный эффект поглощения звука. В то же время изогнутые элементы крыши срабатывают на отражение и позволяют прихожанам не только прекрасно слышать проповедь священника, но и самим звучно исполнять песнопения.
Практически единственным декоративным элементом на фасаде храма является крест на восточной стене. Сделан он из песка, который был собран на месте прежней церкви. В этом и типично японское внимание к деталям и символизм жеста, который говорит о почитании предков и местных традиций.
Лютеранская церковь Багсвард на северной окраине Копенгагена выглядит очень не притязательно. Не каждый даже поймёт к чему это здание. Храм существовал здесь еще в середине 16 столетия, но потом по приказу короля был разобран. Камни от него использовали в качестве стройматериала для ремонта дворца католического епископа. Местным жителям из-за этого приходилось отправляться на службу в соседний приход. Как ни странно, историческую справедливость удалось восстановить лишь в 20 веке. Автором проекта стал архитектор Йорн Утсон. Не смотря на возникшие в процессе подготовки финансовые трудности церковь была построена за три года.
Как несомненное достоинство сооружения специалисты отмечают умелое сочетание мирового архитектурного наследия с региональными культурными традициями. В помещении используется естественное освещение. Это достигается за счет высоких боковых окон по всей ширине нефа и световых люков в потолочной части.
Идею люков, как уверяет архитектор, он придумал во время отдыха на Гавайях. Именно в церкви, как нигде в другом месте, ему показалась уместной тень проплывающих по небу облаков.
Католическая церковь Пресвятой Девы Марии является кафедральным собором Токио. Она построена в 1964 году по проекту архитектора Кэнзо Танге на месте деревянного храма в готическом стиле, сгоревшего во время войны.
Главная идея здесь в простоте концепции - в плане сооружения легко читается традиционный крест. Гораздо сложнее понять смысл, передаваемый формой - она, по замыслу архитектора, должна ассоциироваться с легкостью полёта и крыльями птиц..
Конструкция храма примечательна тем, что его гиперболическая крыша одновременно являются и стенами. Они в свою очередь, ограждают внутреннее пространство и одновременно открывают его внешнему миру через вертикальные зазоры. При таком модернистском подходе автор проекта тем не менее не мог отказаться от такого вполне традиционного элемента, как колокольня. Она построена в 40 метрах от массива основного объекта и возвышается почти на 62 метра. Как и в любом католическом соборе имеется так же орган