Найти тему
Архистория

Для чего создаются такие храмы: чтобы удивлять или тихо молиться?

Люди часто говорят, что Бог один. Но молиться они ходят в разные храмы. Современная архитектура словно пытаясь доказать противоречивость такого выбора, демонстрирует, что даже в рамках одной конфессии культовые сооружения могут иметь очень мало общего. Мы предлагаем рассказ о 6 необычных храмах в разных уголках Земли.

Церковь Господа Милосердного в Монтерее
Церковь Господа Милосердного в Монтерее

Приходская церковь Господа Милосердного построена в Пуэбло Серена новом районе мексиканского Монтерея. Здесь всё под стать необычному храму: здания, инфраструктура, да и люди порой под влиянием обстановки меняются. Тем не менее, сохранена преемственность с традиционной церковной планировкой, а в дизайне есть элементы, взятые из прототипов раннехристианских храмов.

-2

Посетителей перед входом встречает квадратная плоскость фасада. Впечатление такое, что приготовили его под цифровое табло, уж больно аскетично выглядит голая стена - ни орнамента, ни малейших выпуклостей. Хотя и это решение архитектор Монео Брока трактует очень оригинально: чистый, обезличенный и ничем не замутнённый облик храма должен готовить человека к тому, что внутри его ждёт совершенно иной мир, иное сакральное пространство.

-3

С улицы, а если точнее с площади, довольно не просто понять, какой из объёмов сооружения для чего предназначен. Лишь внутри становится ясно, что всё здесь на своих местах: хоры, алтарь, источники света. В качестве последних, кроме электрических светильников, используются окна спрятанные между плоскостями конструкции. Благодаря им в помещении создаётся даже рисунок распятия.

-4

Не менее интересно сочетание форм храма с окружающим его ландшафтом. Каньон Хуаюко с остроконечными пиками гор словно и не вторгается, а занимает отведённое ему место в расчетливо соизмеренных пропорциях города, природы...

Церквоь Грундтвига в Копенгагене
Церквоь Грундтвига в Копенгагене

Церковь Грундтвига в Копенгагене - благодаря необычной архитектуре одно из самых известных культовых сооружений Дании.

Архитектор Йенсен-Клинт синтезировал в своём проекте несколько стилей. Говорят, перед началом работ он тщательно изучал особенности деревенских церквей, особенно на острове Зеландия, где так любят ступенчатые фронтоны. Ну а дальше соединил это с геометрией современного ему экспрессионизма и вертикальной устремленностью готики.

-6

Больше всего поражает западный фасад храма. Он напоминает орган и включает 49-метровую колокольню. Проект хоть и начал реализовываться в 20-е годы прошлого столетия, имеет все признаки современного рационалистического подхода.

-7

Так, согласно замыслу, не только строили церковь, но и организовывали прилегающее пространство, включавшее помимо приходских служб еще и жилые здания. Причем, когда в 1927 году была завершена башенная часть храма, его освятили и открыли для служб. Однако основной неф строился вплоть до 1940 года и уже под руководством другого архитектора Кааре Йенсена - сына Йенсена - Клинта.

Церковь в городке Фудзисава
Церковь в городке Фудзисава

Принадлежащая протестантской общине городка Фудзисава Церковь Христа недалеко от пляжа Сёнан - еще один продолжатель традиций аскетизма в культовой архитектуре. Бетонные ничем не обработанные стены приземистого сооружения вообще мало напоминают храм. С виду сарай и только.

-9

Многое объясняет малоэтажная застройка, господствующая в этом месте. Архитектор Такеши Хосака словно стремился растворить свой проект в ландшафте. Главное, чем привлекает внимание церковь, это крыша. Шесть громоздящихся друг на друга опрокинутых полусводов - аллегория шести дней творения. Седьмой день, согласно замыслу, сама служба.

-10

Именно крыша создаёт динамичный световой режим внутри храма: к полудню, к моменту окончания службы - в него льётся нескончаемый поток прямых солнечных лучей, во второй половине дня он наполнен ровным естественным светом, а к вечеру всё помещение превращается в пространство темно-синих сумерек, где главным светилом является луна.

-11

Без инноваций тоже не обошлось. Правда, они большей частью обусловлены самой конструкцией. Бороздки на боковых стенах церкви заполнены акустическим пенополиуретаном, что даёт прекрасный эффект поглощения звука. В то же время изогнутые элементы крыши срабатывают на отражение и позволяют прихожанам не только прекрасно слышать проповедь священника, но и самим звучно исполнять песнопения.

-12

Практически единственным декоративным элементом на фасаде храма является крест на восточной стене. Сделан он из песка, который был собран на месте прежней церкви. В этом и типично японское внимание к деталям и символизм жеста, который говорит о почитании предков и местных традиций.

Церковь Багсвард
Церковь Багсвард

Лютеранская церковь Багсвард на северной окраине Копенгагена выглядит очень не притязательно. Не каждый даже поймёт к чему это здание. Храм существовал здесь еще в середине 16 столетия, но потом по приказу короля был разобран. Камни от него использовали в качестве стройматериала для ремонта дворца католического епископа. Местным жителям из-за этого приходилось отправляться на службу в соседний приход. Как ни странно, историческую справедливость удалось восстановить лишь в 20 веке. Автором проекта стал архитектор Йорн Утсон. Не смотря на возникшие в процессе подготовки финансовые трудности церковь была построена за три года.

-14

Как несомненное достоинство сооружения специалисты отмечают умелое сочетание мирового архитектурного наследия с региональными культурными традициями. В помещении используется естественное освещение. Это достигается за счет высоких боковых окон по всей ширине нефа и световых люков в потолочной части.

-15

Идею люков, как уверяет архитектор, он придумал во время отдыха на Гавайях. Именно в церкви, как нигде в другом месте, ему показалась уместной тень проплывающих по небу облаков.

Кафедральный католический собор Токио
Кафедральный католический собор Токио

Католическая церковь Пресвятой Девы Марии является кафедральным собором Токио. Она построена в 1964 году по проекту архитектора Кэнзо Танге на месте деревянного храма в готическом стиле, сгоревшего во время войны.

-17

Главная идея здесь в простоте концепции - в плане сооружения легко читается традиционный крест. Гораздо сложнее понять смысл, передаваемый формой - она, по замыслу архитектора, должна ассоциироваться с легкостью полёта и крыльями птиц..

-18

Конструкция храма примечательна тем, что его гиперболическая крыша одновременно являются и стенами. Они в свою очередь, ограждают внутреннее пространство и одновременно открывают его внешнему миру через вертикальные зазоры. При таком модернистском подходе автор проекта тем не менее не мог отказаться от такого вполне традиционного элемента, как колокольня. Она построена в 40 метрах от массива основного объекта и возвышается почти на 62 метра. Как и в любом католическом соборе имеется так же орган