В последнее время детский нейропсихолог стал довольно востребованным и популярным специалистом. Так давайте разберемся, что это за специалист и в каких случаях стоит к нему обращаться?
Если вдаваться в суть, то нейропсихология – это один из разделов клинической психологии, который изучает мозговые особенности и их взаимосвязь с поведением ребенка, развитие психических функций ребенка при патологии и при номе. Приставка «нейро» говорит сама за себя.
Статистика, к сожалению, вещь точная и неумолимая и по данным специалистов в последнее время число детей с проблемами развития нервной системы неуклонно растет. В основном проблемы с развитием ЦНС возникают во время перинатального периода, при патологии родов или в течении первых трех месяцев жизни ребенка.
Но нужно понимать, что ребенка довольно пластичен и эффективность лечения намного выше и реакция гораздо быстрее нежели у взрослых при прочих равных. Поэтому, с обращением к нейропсихологу затягивать не стоит.
Специалисты начинают работать с детьми от трех до десяти лет. В это время ребенок уже, обычно, вполне сформирован для освоения новых навыков.
Так в каком случае стоит обратиться к нейропсихологу?
- плохая координация движений;
- эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения, немотивированная агрессия;
- повышенная активность (гиперактивность) или наоборот, заторможенность, дефицит внимания;
- тики и заикания;
- речевые нарушения разной сложности;
- трудности с установлением внешним контактов, сложное и проблемное поведение;
- плохой уровень мелкой и крупной моторики – ребенок с трудом (или с посторонней помощью) лепит, рисует, не справляется с манипуляцией предметами (кубики, паззлы и тд);
- слабое развитие познавательной сферы, а вместе с ним низкое внимание и усидчивость
- проблемы со сном;
- повышенный или пониженный мышечный тонус;
- диагностика ранних поражений отделов головного мозга.
Зачастую, с подобными жалобами о подобных признаках, родители обращаются медикам, которые направляют детей к психиатру и невропатологу.
Нейропсихологическая коррекция в таких случаях является значительным дополнением к терапии, работе логопедов, психологов и коррекционных педагогов.
Из чего состоит работа нейропсихолога?
Первый этап – выявляем и диагностируем. Специалист по нейропсихологии определяет характер и особенности взаимодействия головного мозга с глубинными структурами, определяет работу познавательных процессов, как ключевых в этом вопросе. Лучше всего иметь на руках заключение невролога.
Второй этап – подбор оптимальной методики коррекции. Нужно понимать, что нейропсихолог не назначает медикаментозного лечения. Суть метода состоит в различных коррекционных и психотерапевтических методов. План работы для каждого ребенка подбирается индивидуально с учетом особенностей, возраста, темпов развития.
На третьем этапе происходит непосредственно сама коррекционная работа. Во многом психика и темпы развития ребенка зависят от состояния его восприятия, моторики и сенсорной системы. Поэтому все основные усилия специалист направляет на восстановление и развитие этих функций.
Какого результата специалист планирует добиться в течении работы?
Само собой, многое будет зависеть от самого ребенка, его уровня развития и соблюдения рекомендаций специалиста родителями. Но хочется выявить основные пункты.
От регулярных занятий с нейропсихологом
- дети становятся более спокойными, повышается самоконтроль и саморегуляця;
- развивается пространственное мышление;
- повышается общая сосредоточенность, растет познавательный интерес;
- улучшается координация;
- улучшается мелкая и крупная моторика;
- снижается гиперактивность, повышается внимание и работоспособность.
- снижаются проблемы со сном;
- развитие посылов к речи или улучшение речевых навыков;
- вырабатывается эмоциональная устойчивость.
Очень важным аспектом в детской нейропсихологии является квалификация специалиста и опыт работы с детьми. Так же не менее важно, чтобы родители четко соблюдали рекомендации специалиста и проводили занятия дома.
Еще одним приятным бонусом работы нейропсихолога является коррекция психологической деятельности и развития личности ребенка. Родители лучше начинают понимать связь между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря этому эффекту происходит налаживание взаимоотношений между ребенком и родителями.