Найти тему
Зелёнка

Краска из мумий — миф или реальность?

Оглавление
Однажды я уже писала о необычном составе красок, которыми пользовались художники прошлого: в ход шли минералы, жир, грязь, насекомые, улитки... Кристин Ромей, археолог и один из редакторов издания National Geographic пошла дальше и рассказала, что даже в цивилизованных XIX-XX веках мастера применяли в качестве пигмента... египетских мумий! Я перевела ее статью на русский язык и делюсь с вами в сокращенном варианте:

Самая известная картина Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ" находится на почетном месте в парижском Лувре. Она была вдохновлена парижским Июньским восстанием 1830 года и мыслится воплощением национального духа Франции. А в последнее время еще и служит оправданием спорному запрету на буркини в стране. (Прим. ред.: Буркини — закрытый купальный костюм для мусульманок).

Эжена Делакруа, Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)
Эжена Делакруа, Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)

Возможно, "Свобода, ведущая народ" была написана человеческими телами в прямом смысле слова.

С XVI века до начала 1900-х годов пигмент, сделанный из мумифицированных человеческих останков, появился на палитрах европейских художников, в том числе у Делакруа. Живописцы ценили краску "mummy brown" (египетскую коричневую или капут-мортуум) за ее насыщенный и прозрачный оттенок. В результате энное количество древних египтян проводят свою загробную жизнь на живописных полотнах, невольно вызывая восхищение в галереях по всему миру.

Мумии в медицине и на потеху публике

До пигмента мумий использовали еще более необычно в качестве лекарства. Начиная с раннего Средневековья европейцы употребляли препараты из них для лечения всех болезней, от эпилепсии до желудочных заболеваний. <...>

Исследователям очевидно одно: первые пигменты художников были получены из лекарств и обычно продавались вместе с ними в аптеках. Как раз в то время, когда популярность мумии как средства лечения падала, вторжение Наполеона в Египет в конце XVIII века вызвало новую волну египтомании по всему континенту.

Египетская мумия в Британском музее. Частички мумий также могут присутствовать в картинных галереях музея
Египетская мумия в Британском музее. Частички мумий также могут присутствовать в картинных галереях музея

Туристы привозили домой целые мумии и выставляли их в своих гостиных. Пользовались популярностью вечеринки с разворачиванием древних египтян. Несмотря на запреты на ввоз, их доставляли из Египта в качестве предметов искусства, топлива для паровых машин, удобрения для сельскохозяйственных культур.

Однако к началу XX века запасы качественных мумий для пигментации, по-видимому, иссякли. <...>

Знали ли художники, чем (точнее, кем) они писали картины?

Возможно, многие художники не знали, что "мумия браун" была фактически сделана из мумий. "Этого просто никто не мог ожидать", говорит Гэри Боулз, представитель C Roberson and Co. В XIX м и начале XX го веков Роберсон был одним из выдающихся "колористов" Европы. Он поставлял краски и пигменты всем: от художников Королевской галереи Великобритании до любителей (таких, как Уинстон Черчилль).

Тюбики краски "мумия браун"
Тюбики краски "мумия браун"

До 1933 года в каталоге художников Roberson фигурировала "мумия браун". Боулз вспоминает, что видел части мумии в магазине даже в 1980-х годах, когда компания была выкуплена. <...>

В одном малоизвестном анекдоте писатель Редьярд Киплинг описывает день, который он провел в 1860-х годах с двумя художниками-прерафаэлитами, Эдвардом Берн-Джонсом (дядей Киплинга) и Лоуренсом Альма-Тадема. Альма-Тадема сообщил своему коллеге, что "мумия браун" действительно была сделана из мумий. Тогда перепуганный Берн-Джонс забрал свой тюбик с мумией из мастерской и закопал его во дворе.

"Он спустился среди бела дня с тюбиком "мумии браун" в руке. Сказал, что она сделана из мертвых фараонов, и мы должны похоронить ее соответствующим образом",

вспоминает Киплинг. <...>

Лоуренс Альма-Тадема, Иосиф, надзиратель зернохранилищ фараона
Лоуренс Альма-Тадема, Иосиф, надзиратель зернохранилищ фараона

"Альма-Тадема была важным клиентом Roberson в середине девятнадцатого века, когда измельчали мумий, говорит Салли Вудкок, хранитель живописи и исследователь архива Роберсона в Музее Фицуильяма Кембриджского университета. Вполне возможно, что он видел, как готовят пигмент".

Вудкок отмечает, что многие художники-прерафаэлиты, купившие "мумию браун" у Роберсона, как и Альма-Тадема, рисовали египетские сцены.

"Было бы очень интересно посмотреть, использовали ли эти художники "мумию браун", чтобы рисовать мумии",

добавляет она.

Лоуренс Альма-Тадема, Обретение Моисея
Лоуренс Альма-Тадема, Обретение Моисея

Почему "мумия браун" останется загадкой?

Мы знаем, что художники покупали "мумию браун". Но при этом почти невозможно даже с помощью масс-спектрометрии определить, какие именно картины могут содержать этот пигмент.

Рецепты приготовления "мумии браун" сильно различаются. Причем некоторые призывают использовать все тело, а другие только самые тонкие мышцы. <...>

Хотя применение бальзамированных египтян в качестве красящего пигмента давно вышло из моды, поставщики товаров для творчества все еще продают тюбики с краской под названием "мумия". <...>

Современная краска капут-мортуум
Современная краска капут-мортуум

Хотите больше узнать о прошлом цветных тюбиков и баночек? Читайте статью "История красок: от толченых жуков до химии"!

-8