Однажды я уже писала о необычном составе красок, которыми пользовались художники прошлого: в ход шли минералы, жир, грязь, насекомые, улитки... Кристин Ромей, археолог и один из редакторов издания National Geographic пошла дальше и рассказала, что даже в цивилизованных XIX-XX веках мастера применяли в качестве пигмента... египетских мумий! Я перевела ее статью на русский язык и делюсь с вами в сокращенном варианте:
Самая известная картина Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ" находится на почетном месте в парижском Лувре. Она была вдохновлена парижским Июньским восстанием 1830 года и мыслится воплощением национального духа Франции. А в последнее время еще и служит оправданием спорному запрету на буркини в стране. (Прим. ред.: Буркини — закрытый купальный костюм для мусульманок).
Возможно, "Свобода, ведущая народ" была написана человеческими телами в прямом смысле слова.
С XVI века до начала 1900-х годов пигмент, сделанный из мумифицированных человеческих останков, появился на палитрах европейских художников, в том числе у Делакруа. Живописцы ценили краску "mummy brown" (египетскую коричневую или капут-мортуум) за ее насыщенный и прозрачный оттенок. В результате энное количество древних египтян проводят свою загробную жизнь на живописных полотнах, невольно вызывая восхищение в галереях по всему миру.
Мумии в медицине и на потеху публике
До пигмента мумий использовали еще более необычно — в качестве лекарства. Начиная с раннего Средневековья европейцы употребляли препараты из них для лечения всех болезней, от эпилепсии до желудочных заболеваний. <...>
Исследователям очевидно одно: первые пигменты художников были получены из лекарств и обычно продавались вместе с ними в аптеках. Как раз в то время, когда популярность мумии как средства лечения падала, вторжение Наполеона в Египет в конце XVIII века вызвало новую волну египтомании по всему континенту.
Туристы привозили домой целые мумии и выставляли их в своих гостиных. Пользовались популярностью вечеринки с разворачиванием древних египтян. Несмотря на запреты на ввоз, их доставляли из Египта в качестве предметов искусства, топлива для паровых машин, удобрения для сельскохозяйственных культур.
Однако к началу XX века запасы качественных мумий для пигментации, по-видимому, иссякли. <...>
Знали ли художники, чем (точнее, кем) они писали картины?
Возможно, многие художники не знали, что "мумия браун" была фактически сделана из мумий. "Этого просто никто не мог ожидать", — говорит Гэри Боулз, представитель C Roberson and Co. В XIX м и начале XX го веков Роберсон был одним из выдающихся "колористов" Европы. Он поставлял краски и пигменты всем: от художников Королевской галереи Великобритании до любителей (таких, как Уинстон Черчилль).
До 1933 года в каталоге художников Roberson фигурировала "мумия браун". Боулз вспоминает, что видел части мумии в магазине даже в 1980-х годах, когда компания была выкуплена. <...>
В одном малоизвестном анекдоте писатель Редьярд Киплинг описывает день, который он провел в 1860-х годах с двумя художниками-прерафаэлитами, Эдвардом Берн-Джонсом (дядей Киплинга) и Лоуренсом Альма-Тадема. Альма-Тадема сообщил своему коллеге, что "мумия браун" действительно была сделана из мумий. Тогда перепуганный Берн-Джонс забрал свой тюбик с мумией из мастерской и закопал его во дворе.
"Он спустился среди бела дня с тюбиком "мумии браун" в руке. Сказал, что она сделана из мертвых фараонов, и мы должны похоронить ее соответствующим образом",
— вспоминает Киплинг. <...>
"Альма-Тадема была важным клиентом Roberson в середине девятнадцатого века, когда измельчали мумий, — говорит Салли Вудкок, хранитель живописи и исследователь архива Роберсона в Музее Фицуильяма Кембриджского университета. — Вполне возможно, что он видел, как готовят пигмент".
Вудкок отмечает, что многие художники-прерафаэлиты, купившие "мумию браун" у Роберсона, как и Альма-Тадема, рисовали египетские сцены.
"Было бы очень интересно посмотреть, использовали ли эти художники "мумию браун", чтобы рисовать мумии",
— добавляет она.
Почему "мумия браун" останется загадкой?
Мы знаем, что художники покупали "мумию браун". Но при этом почти невозможно даже с помощью масс-спектрометрии определить, какие именно картины могут содержать этот пигмент.
Рецепты приготовления "мумии браун" сильно различаются. Причем некоторые призывают использовать все тело, а другие — только самые тонкие мышцы. <...>
Хотя применение бальзамированных египтян в качестве красящего пигмента давно вышло из моды, поставщики товаров для творчества все еще продают тюбики с краской под названием "мумия". <...>
Хотите больше узнать о прошлом цветных тюбиков и баночек? Читайте статью "История красок: от толченых жуков до химии"!