Мы продолжаем серию публикаций «Точка входа». На прошлой неделе мы размышляли над тем, что такое «объект» для фотографии. А на этой — поговорим о границе между любительской и художественной фотографией.
Как бы тяжело нам не было четко обозначить эту границу, имплицитно мы всегда ощущаем ее наличие. Показательно, что уже в эпоху 70-80-х гг. XX века художественная фотография начинает всматриваться в эту границу. Именно в это время, усилиями таких художников как Нэн Голдин, Ларри Кларк, Лари Салтэн, художественная фотография осознает, что функция любительской фотографии не сводится к документированию какого-то личного опыта, вроде поездки на море или свадьбы. Любительская фотография такого рода способна порождать определенную эстетику, которую можно использовать как материал.
За 40 лет количество подобного материала не сократилось. Свою роль в этом, конечно, сыграло появление социальных сетей. В основном, визуальный контент, которым наполнены все эти платформы — это продолжение эстетики бытовой фотографии. Фотки из путешествий, праздников, котики и собачки — раньше это печатали и складывали в альбом, теперь — обрабатывают и выкладывают в Инстаграм.
Социальный сети стали платформой производства определенного вида штампов для любительской фотографии. Причем эта «фабрика» разрослась настолько, что уже можно говорить и жанровом подражании любительской фотографии художественной. Фото красивого заката — это пейзаж, заказная съемка в студии — фэшн, фотографии с праздников — репортаж.
При этом, чем ближе формально становятся художественная и любительская фотография, тем острее чувствуется функциональный разрыв между ними. Если любительская фотография и создает и распространяет определенный визуальный штамп, а художественная фотография на этом штампе паразитирует.
Художники, которые работают с эстетикой любительской фотографии используют ее как метод представления определенного способа видения, взаимодействия с реальностью. Это уже не прямое отражение, не документация непосредственно переживаемого опыта.
Любительская фотография — это, чаще всего, котик ради котика. И в этом нет ничего плохого, просто фотография для любителя — это больше технология, чем медиум, обладающий каким-то историко-культурным бэкграундом.
Любительская фотография — это контекст не само-выражения, но само-отражения. Вот в Фейсбуке фотография меня с моим котиком. Мы милые, но давайте быть честными, мы скорее всего, не искусство.
Но есть ли контекст, в котором мы можем превратиться в часть художественного замысла? Как смещается в этом случае граница художественного и любительского? И кто эту границу в принципе определяет? Над этими вопросами мы и будем размышлять всю эту неделю в новом выпуске «Точки входа».
Команда Проекции
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.