С романом “Мастер и Маргарита” я познакомилась в 10 классе.
Были солнечные апрельские дни, и я зависала на лоджии с толстым серым томом и тарелкой бутербродов. С тех пор, в очередной раз открывая для себя заново глубокий многомерный роман Михаила Афанасьевича, “Матрицу” советской литературы, я вспоминаю вкус батона с “Московским” сервелатом
Недавно я опять обратилась к произведению как альтернативный исследователь прошлого и поняла, что Булгаков со мной на одной волне.
Судите сами:
С первых страниц романа автор устами Берлиоза предупреждает читателей о возможной недостоверности исторических источников. Действительно, многие древние тексты были “чудесным образом” открыты в Средневековье и дошли до нас в исправленных иезуитами правках. Подлинник, как всегда, утрачен.
Например, “сочинения” Иосифа Флавия.
Жил философ около 37-100 н.э., и ему приписывается авторство книг “Иудейская война” и “Иудейские древности”.
Первая книга вдруг всплыла в 16 веке и наделала много шуму среди современников, сомневающихся в ее подлинности В частности, в ней были описаны раввинские постановления Вормского собора 1030 года. Комментарии излишни.
Тема исторических источников продолжается в диалоге Воланда и Берлиоза, где речь идет о Евангелии (здесь: книга о жизнеописании Иисуса Христа).
Воланд соглашается с Михаилом Александровичем и утверждает, что нельзя опираться на Евангелие как на исторический источник. Намек на искажения документов, умышленно или нечаянно, как в игре “сломанный телефон”, продолжается в главах о Пилате. Иешуа сетует: “Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.”
Опасения Иешуа о путаннице,связанной с его именем и которая будет продолжаться еще долгое время,оказались не напрасными. 4 канонических Евангелия изначально считались анонимными, и лишь во 2 в.н.э. утвердили апостольское авторство. Евангелия многократно переписывались, редактировались,и силен был человеческий фактор при создании копий святых текстов, и страшна была деятельность иезуитов по уничтожению и редактуре неугодных экземпляров.
Булгаков, описывая в последних главах сидящего в лунном свете Понтия Пилата, делает более чем прозрачный намек на хронологический сдвиг.
– Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита.
Получается, что события, касающиеся Пилата и Иешуа, Булгаков переносит в 10 век.
О средневековье нам косвенно говорит "белый плащ с кровавым подбоем" Понтия Пилат, откровенно намекая на плащ тамплиеров.
Булгаков был знаком с Николаем Морозовым, автором множества трудов в разных областях науки. В частности, Морозов пересмотрел некоторые проблемы всемирной истории, в частности истории христианства. На основании астрономических и математических расчетов ученый пришел к выводу, что все события до 4 в н.э вымышлены, а памятники античности на самом деле относятся к Средневековью.
В конце 20 века идеи Морозова развили известные математики Фоменко и Носовский. Они создали свою концепцию исторических событий, т.н. новую хронологию,нашедшую своих последователей по всему миру.
Ну, и, наконец, любимая тема всех альтернативщиков: здания-закопыши.
Знаменитый подвальчик, где Мастер и Маргарита топили печь, пекли картошку и наблюдали, как вешние грозы заливали "маленькие оконца над самым тротуарчиком" наводит на мысли, что когда-то подвальное помещение из 2 комнат с печью и умывальником было полноценным этажом.
Я уверена, что это не все любопытные факты, которые можно найти в романе.
А что еще интересного вы подметили, читая "Мастер и Маргарита"?