Найти в Дзене
Красраб

И стал солдат-сибиряк повивальной бабкой

Предлагаю вниманию читателей воспоминания фронтовика, инвалида войны, дважды орденоносца гвардии старшины в отставке Василия Степановича Колодина из села Большой Монок Бейского района Хакасии. Он ушёл из жизни в середине девяностых...

Красноармейцы сабельного взвода 2-й Кубанской казачьей дивизии (довоенный снимок). Во втором ряду первый слева - В. С. Колодин.
Красноармейцы сабельного взвода 2-й Кубанской казачьей дивизии (довоенный снимок). Во втором ряду первый слева - В. С. Колодин.

...На фронте можно погибнуть совершенно случайно, а можно, также совершенно случайно, уцелеть и остаться в живых.

Хорошо помню, как сразу после приезда на фронт, в феврале 1942-го, немцы как-то устроили против нас внезапную атаку - скорее всего, это было что-то вроде их разведки боем наших позиций.

В нашей роте в боевом охранении часто оставались два пожилых еврея, которые до войны, пока не попали на фронт, были музыкантами оркестра. Так вот, пока они находились в окопе, рота спала спокойно, потому что они на посту не спали, всю ночь напролёт переругивались с немцами.

А тут, как назло, в охранение поставили двух азиатов. И те начало немецкой атаки "благополучно" проспали. Нам повезло, что один наш старый солдат, прошедший до этого уже три войны, каким-то особым чувством почуял, что что-то не ладно, и вышел из блиндажа.

Именно он первым и увидел, что немцы уже совсем близко от нашей позиции. Он успел дать очередь и крикнуть бойцам: "В ружьё!", после чего сам получил ранение - осколок от разорвавшейся неподалёку немецкой гранаты попал в руку. Однако отпор вражинам старый вояка всё-таки оказал, и тем самым спас положение и всех нас.

Утром, когда совсем рассвело, выяснилось, что перед нашими окопами лежат семь или восемь немецких трупов, а из своих у нас погибли только те самые два сонных азиата из состава боевого охранения, проспавшие свои жизни и чуть не погубившие остальных бойцов.

Ранены у нас во взводе были ещё двое или трое, в том числе и тот самый старый солдат, благодаря бдительности которого мы уцелели. Вот как это произошло.

Получив ранение, он тут же пошёл в тыл, в расположенный рядом санбат, чтобы обработать рану и сделать нормальную перевязку. Однако по дороге остановился у полевой кухни. Захотелось ему перекусить, пока такая возможность представилась.

Уселся он поблизости от полевой кухни со своим котелком. И тут внезапно проскрежетал залп немецкого шестиствольного миномёта, боец где сидел, там и залёг, зарывшись носом в снег.

Когда всё прогремело и утихло, он поднялся. Вокруг больше никого не было. Только полевая кухня, он - живой и невредимый от немецкого огня, а рядом - куски от повара и ещё нескольких человек, которые сидели и ели вместе с ним эту злополучную кашу.

Не зря говорят, что на войне у каждого солдата своя судьба. Видать, не зря в народе говорят и другое: "Кому быть повешенным, тот не утонет..."

Разное бывало во фронтовой жизни. Вспоминается один случай, который произошёл со мной во время тех боёв. Группа казаков-разведчиков нашего кавалерийского эскадрона, в составе которой я находился, зашла в одну из белорусских хат, чтобы чего-нибудь перекусить. Как водится, достали из вещмешков нехитрую солдатскую снедь и расположились за кухонным столом.

В углу на кровати, укрывшись одеялом и кое-какой одёжкой, лежала и громко стонала молодая белоруска. Во время нашей трапезы стоны ещё более усилились, женщина начала громко кричать. Так получилось, что из всех солдат, бывших в хате, я был возрастом постарше остальных. И сразу понял, в чём тут дело,- у женщины начались преждевременные роды.

Пригласить на помощь кого-то из деревенских жителей не было никакой возможности: с началом нашего наступления почти всё местное население уходило в леса, стараясь избежать опасности во время обстрелов. Ушли в лес и жители освобождённой нами деревни...

Но делать было нечего. Женщина истошно кричала. Встаю, быстро выгоняю всех остальных солдат из хаты на улицу и приступаю к обязанностям акушера. Скорее - повивальной бабки...

Мне самому пришлось принимать ребёнка. Завернув новорождённую девочку в чистое бельё, положил её на подушку рядом с матерью. Напоил роженицу чаем, укутал потеплее - и бегом догонять своё подразделение.

В соседней деревне солдаты рассказали о случившемся старушке, которая по счастливой случайности оказалась дальней родственницей роженицы. Бойцы тут же, сообща, собрали для них хлеба, тушёнки, сала и попросили её присмотреть за моей, так неожиданно для всех нас появившейся, "крестницей" и её молодой мамашей...

Воспоминания фронтовика записал

Сергей БАЙКАЛОВ.

Абакан.

Полностью публикацию можно прочитать на сайте газеты "Красноярский рабочий".

Подписывайтесь на канал "Красноярский рабочий", ставьте лайки, если материал понравился, делитесь своими размышлениями и пожеланиями в комментариях! Ещё больше новостей - на сибирском новостном портале www.krasrab.ru . Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи по всей стране или через онлайн-сервис "Почты России".