Найти тему
Пресса Войны

В Западной Польше

Подполковник П. Трояновский

Наступление Красной Армии через Польшу к западным границам Германии исключительно по темпам. До Радома войска маршала Жукова, прорвав сильную оборону немцев, шли меньше трех дней. На четвертый день они освободили столицу Полыни — Варшаву, уже на шестой день были взяты Томашув и Лодзь. Еще через день наши части форсировали реку Варга. 23 января они заняли Быдгощ (Бромберг), а теперь расстояние до Берлина стало немногим более 200 километров. События развиваются в таком темпе, что сейчас еще трудно осмыслит:, полностью происшедшее за последние дни в Западной Польше и даже увидеть всё то, о чем много будет написано впоследствии.

Вот маленький польский городок Новее-Място на реке Пилипе. Земля слегка покрыта снегом, на деревьях иней. Оправа и слева от дороги свалены в кюветы, перекинуты через них и отброшены далеко в кусты куски железа, стали, дерева, части машин. Башня от танка. Белый ствол тяжелого крупповского орудия. Речка скована льдом. Во льду торчат такие же куски стали, железа, дерева. Среди них высовывается голова мертвеца с погонами немецкого ефрейтора на плечах.

Вдоль левого берега тянется траншея с проволокой перед ней. через десять метров еще траншея. Направо песчаный холм. На скате его стоят полувкопанные немецкие шестиствольные минометы. Всего их двенадцать, и все они заряжены. Около некоторых валяются трупы немцев. Дальше, за другим холмом — шесть немецких танков с пробоинами в башнях и бортах, с развороченными гусеницами. С холма можно увидеть еще десятка полтора вражеских танков и самоходных орудий. Вот полузавалены песком противотанковые пушки. Машины, маленькие и большие, полые и разбитые. Следы танков.

От Нове-Място до Бжезин — совершенно целое, нетронутое шоссе. Никаких следов боя, деревни и местечки целы. Освобожденные от немцев жители польских деревень стоят по обеим сторонам дороги и машут руками, приветствуя проходящие войска. Ветер колышет национальные польские и советские флаги.

Перед самой Лодзью местность снова напоминает о войне. Глубокий и широкий противотанковый ров, ряды проволоки, траншеи, белые купола железобетонных дотов. За рвом на шоссе немецкая оборонительная новинка. По бокам шоссе — два круглых и высоких дота с бойницами для пушки, пулеметов и стрелков, а посредине, метрах в четырех позади боковых, — третий дот, на покатой крыше которого установлено короткоствольное орудие. Это своеобразный «огневой замок» на шоссе. Немцы, видимо, хотели упорно оборонять Лодзь, и укрепления, возведенные вокруг города, позволяли это делать. Но искусный маневр и стремительный удар сломили все усилия врага — Лодзь была быстро занята.

«Литцмансштадт» — написано на дощечке. Так немцы наименовали Лодзь. Видно много заводских труб. Километр два шоссе идет мимо серых и красных фабричных корпусов. В Лодзи почти всё осталось цело. Войска маршала Жукова настолько быстро подошли к городу, что немцы не успели совершить ни разрушений, ни поджогов, не смогли ограбить и угнать население города. В Лодзи есть свет, вода, газ, работает телефон. Немцы оставили здесь огромные военные окладе, большие запасы фабричного сырья. Сейчас все поляки Лодзи восторженно приветствуют проходящие через город части Красной Армии. Улицы загружены ликующим народом. Обилие торговых, рекламных и других вывесок. Но все они на немецком языке. Польский язык был запретен в Лодзи.

По дороге на Александрув встречается длинная колонна пленных немцев. Нам много раз приходилось видеть пленных, но эти как-то особенно угрюмы. Видимо, успехи наших войск, больше чем самый факт пленения, воздействуют на душу немца.

Чем ближе река Варта, тем чаще встречаются разбитые немецкие машины, перевернутые танки. На полях валяются остатки самолетов. На Варге, как и у Лодзи, немцы имели заранее приготовленный рубеж обороны. Местность здесь пересеченная — много лесов, холмов, оврагов, имеются болота. Перед Вартой немцы чаще переходили в контратаки. Разгорались упорные бои. Но именно тут наши наступающие войска еще раз доказали свою высокую пробивную способность. Противник не сумел разгадать, где будут переправляться советские войска. Разбросав свои силы, он оказался неспособным помешать действиям наступающих. Варта была форсирована одновременно во многих местах, и немцам снова пришлось мириться с фактом прорыва их обороны.

Большинство мостов на дорогах пело По ним без конца идут танки, орудия, пехота, тысячи автомашин. Навстречу войскам движутся повозки поляков, которые были выселены и теперь с радостью возвращаются на родные места. Попадается немало и немецких повозок. Эту часть Польши немцы объявили своей территорией и за пять лет успели переселить сюда изрядное количество немцев. В одном районе мы были свидетелями интересного эпизода. Жители села Острув, возвращавшиеся домой, остановили обоз немцев, не успевших удрать, и на повозках нашли много вещей, принадлежащих им, островинам. Немцы не постеснялись забрать с собой, удирая, и чужие веши.

Наш обратный путь шел через Кутно, Лович, Сохачев. Эта дорога тоже цела, и на ней часты следы поспешного отступления немцев. В Кутно на площади проходил митинг. Население тепло встретило представителей Временного польского правительства. А в Сохачеве местные жители дружно помогали русским саперам строить новый мост.

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. (По телеграфу от наш. корр.).

// «Красная звезда» № 23 (6011) от 28.01.1945 г. [2]