Найти тему

Гении в защиту животных

~ факты истории ~

Первый, кто в нашу эру выступил в защиту животных, был древнегреческий мудрец Плутарх (ок. 45 – ок. 127) - автор непревзойдённых биографий знаменитых граждан Греции и Рима. Он утверждал, что мучить животных отвратительно само по себе, а не потому, что происходит якобы переселение души человека в животного.

Древнегреческий мудрец Плутарх. Из открытых источников.
Древнегреческий мудрец Плутарх. Из открытых источников.

По сохранившимся записям современников, итальянский святой Франциск Ассизский (1182-1226) проповедовал перед людьми и животными, умоляя их не пожирать дру-дружку.

Итальянский святой Франциск Ассизский. Из открытых источников.
Итальянский святой Франциск Ассизский. Из открытых источников.

А создатель всемирно известной картины «Мона Лиза», художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) отказался употреблять мясо в пищу из сострадания по отношению животным.

Художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Из открытых источников.
Художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Из открытых источников.

При этом гения всех времён и народов нисколечко не смущало, что над ним каждодневно безжалостно надсмехались друзья, когда он покупал на рынке клетки с птицами и выпускал пернатых на волю, говоря: «Придёт время, когда люди станут относиться к убийству животных, как они сейчас относятся к убийству людей».

Выдающийся английский драматург Джордж Бернард Шоу (1856-1950) не употреблял мясо по этичным соображениям благоговения по отношению к животным даже во время серьёзной болезни.

Английский драматург Джордж Бернард Шоу. Из открытых источников.
Английский драматург Джордж Бернард Шоу. Из открытых источников.

Когда ему слёзно посоветовали сварить куриный бульон и съесть в лечебных целях, Шоу негодующе воскликнул: «Животные мои друзья, а я не ем моих друзей». И прожил почти сто лет.

Кстати, столько же прожил и Лев Николаевич Толстой (1828-1910), который утверждал: «животных надо жалеть и нельзя убивать так же, как и людей. Мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести».

Писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. Из открытых источников.
Писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. Из открытых источников.

Когда французский психопат-математик Рене Декарт (1596-1650) презрительно обозвал зверей и птиц «механическими существами», «автоматами», лишенными способности чувствовать, многие мировые авторитеты науки и искусства ему возразили.

Французский психопат-математик Рене Декарт. Из открытых источников.
Французский психопат-математик Рене Декарт. Из открытых источников.

К примеру, великий француз Вольтер (1694-1778), способствовавший формированию нового типа личности, воскликнул: «Какая нищета ума, сказать, что животные – машины, лишенные понимания и чувства!» И выступил против опытов на животных (вивисекция - разрезание по живому).

Великий француз Вольтер. Из открытых источников.
Великий француз Вольтер. Из открытых источников.

А выдающийся писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) - создатель романа «Эмиль, или Новая Элоиза» (1761), назовёт зверей и птиц «родственные души… потому что они чувствующие существа».

Писатель Жан-Жак Руссо. Из открытых источников.
Писатель Жан-Жак Руссо. Из открытых источников.

Крупнейший шотландский деятель эпохи Просвещения Дэвид Юм (1711-1776) писал: «Не только люди, но и животные обладают способностью мышления и разумом. Аргументы в пользу этого настолько ясны, что не могут ускользнуть от самого тупого и невежественного человека!»

Шотландский деятель эпохи Просвещения Дэвид Юм. Из открытых источников.
Шотландский деятель эпохи Просвещения Дэвид Юм. Из открытых источников.

Немецкий философ-идеалист Артур Шопенгауэр (1788-1860), имевший колоссальное влияние на композитора Рихарда Вагнера, писателя Томаса Манна и мыслителя Фридриха Ницше, писал: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком».

Немецкий философ-идеалист Артур Шопенгауэр. Из открытых источников.
Немецкий философ-идеалист Артур Шопенгауэр. Из открытых источников.

«Отец» европейского литературного натурализма Эмиль Золя (1840-1902) не выносил даже мысли о страдании животных и долго не мог успокоиться, когда встречал на улице бездомную собаку.

Писатель Эмиль Золя. Из открытых источников.
Писатель Эмиль Золя. Из открытых источников.

А гуманист ХХ века, Нобелевский лауреат мира 1952 года доктор Альберт Швейцер (1875-1965) утверждал: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу».

Нобелевский лауреат мира 1952 года доктор Альберт Швейцер. Из открытых источников.
Нобелевский лауреат мира 1952 года доктор Альберт Швейцер. Из открытых источников.

В 1822 году лорд Эрскаин проллобировал закон, так называемый Билль, против жестокости к домашним животным «находящимся в частной собственности».

Лорд Эрскаин. Из открытых источников.
Лорд Эрскаин. Из открытых источников.

И в 1824 году член Британской Палаты общин Ричард Мартин основывает в Лондоне первое в мире Общество по выявлению фактов жестокости по отношению к животным, которое получит название Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными.

Британская Палата общин. Из открытых источников.
Британская Палата общин. Из открытых источников.

В 1831 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту «братьев и сестёр наших меньших» принимается решение о праздновании Всемирного Дня защиты животных. Таким образом, Англия стала колыбелью покровительства животных, несмотря на то что Пионером законодательства в защиту животных от жестокости всё же считают Натаниеля Уорда (США) - составителя Массачусетского закона, принятого Колонией Массачусетского залива в 1641 году.

Колония Массачусетского залива. Из открытых источников.
Колония Массачусетского залива. Из открытых источников.

В России Общество покровительства животным было создано лишь в 1865 году и просуществовало всего лишь до 1917 года. После Октябрьской революции организация прекратила свою работу.

Татьяны Николаевны Павловой (1931-2007). Из открытых источников.
Татьяны Николаевны Павловой (1931-2007). Из открытых источников.

Только спустя много лет благодаря героическим стараниям неутомимой зоозащитницы Татьяны Николаевны Павловой (1931-2007) и её соратников, в 1988 году было создано Всесоюзное общество защиты животных.

Всесоюзное общество защиты животных. Из открытых источников.
Всесоюзное общество защиты животных. Из открытых источников.

Вскоре Всесоюзное общество защиты животных было переименованно в Российское.

Российское общество защиты животных. Из открытых источников.
Российское общество защиты животных. Из открытых источников.

Пока в России нарабатывался опыт Движения в защиту животных, в Англии и Австрии выращивание диких пушных зверей на фермах ради меха было запрещено. В Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии, Дании запрещалось использование диких животных в цирках, а в Израиле был ведён запрет в шоу-бизнесе с дельфинами.

В Германии запрещалось фо­тог­ра­фи­ро­ва­ние с ди­ки­ми жи­вот­ны­ми на ули­цах го­ро­дов, под­вод­ная охо­та, а в Испании юридически уравнивались в правах человекообразные обезьяны и человек. Отныне уже нельзя было рассматривать обезьян в качестве объектов частной собственности, покупать-продавать, использовать в цирковых представлениях.

Родоначальник Движения за права животных, юрист и философ Иеремия Бентам. Из открытых источников.
Родоначальник Движения за права животных, юрист и философ Иеремия Бентам. Из открытых источников.

Таким образом, понадобилось двести лет с того дня, когда после освобождения чёрных рабов во французских колониях (1789) родоначальник Движения за права животных, юрист и философ Иеремия Бентам (1748-1832) написал в своём дневнике: «Может быть, настанет день, когда и все животные смогут получить права!»

Также читайте рассказы о животных: