«Живи и дай умереть» (Live and Let Die). Англия, 1973, 121 мин. Реж. Гай Гамильтон.Найдена достойная замена отрекшемуся от Бонда Коннери! Англичанин Роджер Мур, ставший популярным благодаря телесериалу «Святой» о современном Шерлоке Холмсе. Его Бонд более ироничен, чем подчеркивается пародийность сериала. Первый его противник — торговец наркотиками, вооруженный тайнами черной магии «вуду» с Карибских островов. Песню к фильму написал и исполнил Пол Маккартни.Мур оказался не менее плодовитым, чем Коннери, но сюжетная схема фильмов остается незыблемой.
«Человек с золотым пистолетом» (The Man with the Golden Gun). Англия, 1974, 125 мин. Реж. Гай Гамильтон.Заглавный персонаж — профессиональный убийца по имени Скараманга в исполнении демонического К. Ли. На экране — Юго-Восточная Азия, автогонки и дуэль. Первое появление гиганта с железными зубами — врага Бонда по прозвищу «Челюсти».
«Шпион, который меня любил» (The Spy Who Loved Me). Англия, 1977, 125 мин Реж. Льюис Джилберт.«Сикрет Сервис» плюс КГБ, или Джеймс Бонд плюс Аня Аманова — равняется... Подводная ядерная база, маньяк, угрожающий существованию всей планеты. Второе появление гиганта по прозвищу «Челюсти».
«Мунрейкер» (Moonraker). Англия, 1979, 126 мин Реж. Льюис Джилберт.007 в космосе! Побеждает очередного маньяка, укравшего американский космический корабль «Мунрейкер». Третье и последнее появление «Челюстей», который в конце исправился и даже помог Бонду.
« Только для Ваших глаз / Только для личного ознакомления» (For Your Eyes Only). Англия, 1981, 128 мин. Реж. Джон Глен.Заглавие — гриф на папке. Эту папку передает Бонду его постоянный шеф, известный под псевдонимом «М»...
«Осьминожка» (Octopussy). Англия, 1983, 130 мин. Реж. Джон Глен.«Октопусси» — среднее между «октопусом» — осьминогом и «пуссикэт» — Г кошечкой. А как еще назвать очаровательную злодейку, которую Джеймс, как всегда, очаровал.
«Никогда не говори «никогда» (Never Say Never Again). Англия, 1983, 137 мин. Реж. Ирвин Кершнер.«Никогда больше не буду играть Бонда»,— сказал Коннери 10 лет назад. «Никогда не говори «никогда»,— говорит он сам себе в новой роли агента 007, постаревшего, но доказавшего, что на пенсию еще рановато. Сюжет — «римейк», повтор «Шаровой молнии», но уже с компьютерными играми, аэробикой и Брандауэром, который блистателен не только в «Мефистофеле» и «Полковнике Редле», но и в роАи «черного» персонажа.
"Вид на убийство» (A View to a Kill). Англия, 1985, 131 мин. Реж. Джон Глен.Право на убийство, которое дано Бонду (опять Мур) Секретной Службой, зашифровано в двух нулях перед номером. Правда, в этом фильме он использует его не больше, чем обычно. Противник — человек-мутант по фамилии Зорин(!). Яркий персонаж — сверхмощная негритянка-телохранительница (тоже не устоявшая перед Бондом) в исполнении поп-звезды Г. Джонс. My- I зыка группы «Дюран-Дюран».
«Живые огни» (Living Daylights). Англия, 1987, 131 мин. Реж. Джон Глен.Коннери — под 60, Муру — за 60, так что волей-неволей пришлось искать нового Бонда. Выбор пал на Тимоти Далтона. Первый фильм показал, что, несмотря на традиционно лихой сюжет и несомненный профессионализм и мужской шарм Далтона, актеру все же недостает той иронической искорки, которая светилась в уголке губ Коннери и прищуре глаз Мура. Что ж, первый блин комом, будем ждать следующей серии «Лицензия на убийство» (Licence to Kill).Незадолго до своей смерти на поле для гольфа писатель Ян Флеминг сказал о Бонде: «Ведь все это было только неслыханной шуткой». Что ж, шутить, так шутить. Смеясь, может быть, расстанемся еще . с одним атрибутом прошлого — стереотипом Образа Врага?
(Первый вариант статьи опубликован в журнале "Советский Экран" №4.1990)