Найти в Дзене
Aeronautica

Иранский McDonnell Douglas MD-83 при посадке выкатился на автодорогу

McDonnell Douglas MD-83 авиакомпании Caspian Airlines (RV) выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы аэропорта Бендер-Махшехр (MRX) в остане Хузестан на юго-западе Ирана. Самолёт остановился в 90 метрах от порога полосы посреди автомобильной дороги.

Все 136 пассажиров и 8 членов экипажа благополучно эвакуировались, жертв нет.

Рейс 6936 вылетел из тегеранского аэропорта Мехрабад (THR) в 06:24 по местному времени.

По прибытию в район Бендер-Махшехра экипаж получил от наземного диспетчера информацию о ветре в направлении 280 градусов со скоростью 6 узлов (западо-северо-западный, 3,1 м/с). Диспетчер предложил VOR/DME подход к ВПП 31, однако пилоты выбрали ВПП 13 - и получили разрешение ею воспользоваться.

В результате, посадка происходила при попутной составляющей ветра в 5,2 узла (2,7 м/с).

ВПП 13 имеет доступную посадочную дистанцию 2 705 метров, но даже не хватило для полной остановки. В 07:36 самолёт выкатился на прилегающую автодорогу, пробил разделительное заграждение и остановился почти посередине проезжей части.

Выкатившийся за пределы полосы аэропорта Бендер-Машехр (MRX) самолёт на автомобильной дороге, где он смог остановиться
Выкатившийся за пределы полосы аэропорта Бендер-Машехр (MRX) самолёт на автомобильной дороге, где он смог остановиться
Место остановки самолёта на картах Google (помечено красной точкой)
Место остановки самолёта на картах Google (помечено красной точкой)
Аэропорт  Бендер-Махшехра надолго не закрывался и продолжил работу тем же утром
Аэропорт Бендер-Махшехра надолго не закрывался и продолжил работу тем же утром

История самолёта

Потерпевший крушение McDonnell Douglas MD-83 под регистрационным номером EP-CPZ был выпущен в Лонг-Бич, штат Калифорния, и совершил свой первый полёт 25,5 лет назад. Он был собран по заказу AOM French Airlines (IW), на тот момент - второй крупнейшей авиакомпании Франции. После списания из парка заказчика самолёт многократно менял пользователей, эксплуатировался в Колумбии, Буркина-Фасо и на Украине, пока в августе 2012 года не был арендован Caspian Airlines у украинской авиакомпании Хорс.

Так этот самолёт выглядел в 1999 году в ливрее своего заказчика - французской AOM
Так этот самолёт выглядел в 1999 году в ливрее своего заказчика - французской AOM
Потерпевший крушение самолёт в ливрее Caspian Airlines до аварии
Потерпевший крушение самолёт в ливрее Caspian Airlines до аварии

За время работы в Иране у самолёта уже был похожий инцидент. 24 октября 2017 года прибывая рейсом RV6920 из Эселуйе (PGU) в Мешхед (MHD) со 112 пассажирами и членами экипажа на борту, он не смог остановиться и выкатился за порог ВПП 31R, однако остался на асфальтированной поверхности. Шины обоих основных шасси разорвались; пострадавших не было. Расследование иранских специалистов показало, что во время посадки двигатели работали с большей мощностью, чем было задано экипажем, поэтому ни работа реверсов, ни применение максимальных тормозных усилий на шасси не позволили остановить самолёт вовремя.

24 октября 2017 года с этим же самолётом случилось очень похожее происшествие, но тогда он успел остановиться на асфальтированной поверхности (красная точка)
24 октября 2017 года с этим же самолётом случилось очень похожее происшествие, но тогда он успел остановиться на асфальтированной поверхности (красная точка)
Повреждения свелись к лопнувшим шинам
Повреждения свелись к лопнувшим шинам