Настоящая медицина априори не может существовать без доверительных отношений между врачом и пациентом.
Иначе это не медицина, а совсем другая область человеческой деятельности.
К сожалению, по ряду причин в российской медицине проблема недоверия пациентов к своему врачу приобретает масштабный характер.
Новому минздраву придется каким-то образом разворачивать прогрессирующую крайне негативную тенденцию, развязывать этот туго скрученный узел.
О чем говорят проценты и цифры
В недавнем (декабрьском 2019 г ) исследовании ВЦИОМа было установлено, что более 40% наших сограждан - пациентов своему врачу не доверяют, то есть испытывают сомнения в его профессиональной компетенции.
Практически, почти каждый второй пациент после посещения сомневается в правильности постановки диагноза, назначений, обоснованности лекарственного лечения и отправляется с этими сомнениями за консультацией к другому врачу, фармацевту или за советом к родственнику или знакомому.
Фактически, такие пациенты перепроверяют информацию, полученную в ходе врачебного приема.
Показательно, что чаще всего недоверие испытывают пациенты наиболее активного возраста - от 25 до 44 лет.
Наибольшим авторитетом врач пользуется у пациентов старше 60 лет, свыше 70% из них врачам полностью доверяют.
Анализируя результаты исследования легко предположить, что в ближайшем будущем недоверие к врачам будет только расти.
Где тут у вас прокурор?
Также, исследования показывают, что наш родной российский пациент в случае конфликта с врачом по поводу ошибок при оказании медицинской помощи, склонен реагировать предельно жестко.
Больше всего - 42% пациентов в первую очередь напишут заявление в прокуратуру; 23% выберут обращение в страховую компанию.
Также, около 30% пациентов указали, что будут добиваться приема главврача или звонить на горячую линию министерства.
Давайте научим доверять
Не замечать важнейшую проблему растущего недоверия к врачам пациентов молодого возраста просто не получится.
Речь идет не только о проблеме взаимоотношений - это миллионы страховых полисов.
Возможно, усиление контроля качества оказания медицинской помощи на всех ее уровнях, что является одним из явных приоритетов Мурашко, повысит удовлетворенность пациентов и в какой-то степени поможет снять остроту проблемы.
Однако, было бы крайне несправедливо в очередной раз решать проблему за счет врачей, например, посредством добавления новых обязанностей в должностные инструкции.
Необходима государственная программа повышения авторитета врача первичного звена.
Это как раз тот самый случай, когда минздраву предоставляется прекрасная возможность показать народу что такое эффективное управление в плане решения сложной системной проблемы.
А как вы считаете, нужно ли повышать доверие к врачу или это не является проблемой?