Буквально-буквально наступил седьмой десяток у известного российского продюсера и композитора Игоря Матвиенко. Можно ли представить в нашем шоу-бизнесе (будь он не ладен😁) более бесконфликтного покровителя, чем он? Кто может ещё похвастаться столь длительным сотрудничеством со своими подопечными? А кто может похвастаться тем, что эти же самые подопечные имеют памятники при жизни (Расторгуев в Люберцах и Григорьев-Апполонов в Сочи)?
Вот и плавно я подвёл к группе «Любэ» — первому и, пожалуй, самому главному детищу Игоря Матвиенко. В чём же секрет народного успеха группы? Когда они только появились, в стране всплывала волна русского шансона, которая собиралась укрыть собой первую половину народа — тех, кто сидел. Игорь Игоревич решил пойти с обратной стороны и охватить вторую половину — тех, кто охранял. Причём первое время к таковым относились и простые дворовые ребята, которые не дадут в обиду ни себя, ни друзей, ни родных.
Клетки
Первый хит группы, в котором слегка вырисовывается портрет того самого дворового паренька. На эту песню был снят первый клип.
Игорем Матвиенко и Михаилом Андреевым она была скорее написана как шутка: набор логически несвязных предложений («нелюбовь» к точным наукам и внезапная просьба к матери сшить брюки), но присутствие забавных припевов-скороговорок (тоже немного с бессмыслицей). Со временем, песни «Любэ» стали серьёзными настолько (не без помощи поэта-песенника, соавтора большинства хитов Александра Шаганова), что такой песне как «Клетка» стало не место в коллективе, и она постепенно забылась. Однако бывают редкие моменты, когда композиция исполняется, как, например, на юбилейном концерте в Олимпийском в 2000 году или спустя более десяти лет в Новогоднюю ночь на Первом канале. А не так давно в программе «Вечерний Ургант» Николай Расторгуев исполнил песню в совершенно иной аранжировке под аккомпанемент Ивана Урганта за роялем и группы «Фрукты». Получилось очень оригинально!
Помилую, Господи, нас грешных
Песня со второго альбома «Кто сказал, что мы плохо жили?..» 1992 года, где центральным хитом являлась композиция «Не валяй дурака, Америка», на который был сделан второй клип, довольно новаторский для своего времени.
Однако песня «Помилуй, Господи, нас грешных» не менее примечательна. Текст для неё написал никто иной как Леонид Дербенёв. Тот самый Дербенёв, написавший стихи к кинохитам и «народным» песням. На протяжении всей жизни в творчестве ненабожного Леонида Петровича всё-таки прослеживались посылы от Всевышнего типа «Этот мир придуман не нами» или «Всё пройдёт. Так устроен свет». Но под конец жизни маэстро особенно сблизился с Богом, что нашло отражение в песне для группы «Любэ».
Что касается музыкальной составляющей, то спокойные гитарные проигрыши будто навеяны звучанием гитары Юрия Каспаряна из группы «Кино». А сама мелодия спустя десять лет будет «позаимствована» группой БИ-2 для своего будущего хита «Моя любовь», и для колорита они используют аккордеон.
Удивительно, что такая серьёзная песня как «Помилуй, Господи» исполняется также нечасто. Либо она слишком серьёзная, либо она слишком личная для участников коллектива.
Кстати говоря, в Интернете есть любопытная видеозапись исполнения данной песни. Чуть ли не первое выступление с ней на сборном концерте «ВИД. Год в эфире» в спорткомплексе «Олимпийский» 1 декабря 1991 года. Запись не попала в полную телеверсию концерта: парни в форме казались не к месту на фоне более-менее отвязных участников групп «Машина времени», «Бригада С», «Чайф» и «Агата Кристи». Однако эта запись чуть позже будет показана в популярной музыкальной программе «МузОбоз».
Но зато в 90-х они оказались к месту у всего населения нашей страны. Народ оставался патриотом и не мог принять космополитичные ценности, которые особенно навязывались сверху. Правда, в новом тысячелетии патриотизм взял верх, а группа «Любэ» стала народной уже официально. Это всё стало казаться кичем, как и последующее их творчество. Иногда бывают удачи, но те песни, которые появились за первые десять лет существования коллектива, остались вершинами, да и в сознании народа они закрепились конкретно.