Ася Кравченко из школы pro.english рассуждает о том, как заинтересовать детей изучением языков, даже если кажется, что на уме у них один сплошной Tik Tok.
Я закончила школу давным-давно, но очень хорошо помню свой учебник английского за 4 класс. Такое не забывается. Это была пухлая красная книжка, почти полностью состоящая из огромных непонятных текстов, которые нужно было бесконечно читать, переводить и пересказывать. Это занимало уйму времени и не доставляло никакой радости. В какой-то момент я сдалась. Весь 4 и 5 классы я просто не делала домашние задания по-английскому. Никто не мог убедить меня, что английский мне нужен.
Все изменилось, когда в 6-ом классе мне подарили стопку подростковых журналов из Англии. На дворе был 2004 год, соцсети только начали появляться, а коллективный опыт о том, как жить, когда тебе двенадцать, получать было надо. Magazines were the answer. Когда мне в руки попали журналы на английском с интересными интервью, подборами кино и музыки, с советами о том, как ужиться с родителями и общаться со сверстниками, мое желание во всем разобраться было настолько сильным, что обилие непонятных слов меня не смущало. Я начала вникать: переводила непонятные слова, открывала для себя новые конструкции. И постепенно втянулась. С тех пор английский - мое самое большое хобби.
Из собственного опыта я вынесла кое-что очень полезное. В учебной программе для детей важно, чтобы активности на уроке были настолько интересными, что становились целью сами по себе. Как это сделать? Сейчас расскажем.
Для начала, вам нужен современный базовый учебник с темами, в которых дети будут узнавать себя и свои интересы. В конце концов, язык - это о жизни, а не о грамматике. Наши фавориты - учебники Family & Friends, а также Think и Solutions для ребят постарше.
Каким бы хорошим ни был учебник, очень важно, чтобы преподаватель не забывал о дополнительных материалах: они делают занятие динамичнее, а также помогают лучше адаптироваться под каждую конкретную группу. Если вы сами преподаете, не бойтесь спрашивать у детей о том, что им интересно: они с удовольствием вам расскажут, как сделать слайм или что такое тик ток, а у вас появятся идеи для дополнительных активностей.
2. Используйте игры для закрепления знаний. С играми учиться легче и веселее. Если дети изучают, скажем, названия продуктов, отличной идеей будет поиграть с ними в магазин. Если пришло время тестирования, можно провести его в форме онлайн-викторины. В этой категории “Kahoot” бьет все рекорды. Платформа представляет собой инструмент для создания и проведения викторин, к которым ученики могут подключиться через свои смартфоны или компьютеры. В итоге мы получаем интерактивное соревнование, которое очень наглядно демонстрирует уровень знаний учащихся.
Игр очень много. Выбирайте те, что интересны вашим ученикам и одновременно отвечают целям учебной программы.
3. Включите элементы проектного обучения. Творческие проекты - еще один отличный способ увлечь детей и помочь им начать использовать свои знания активно и более осмысленно. С младшими школьниками мы любим придумывать истории, записывать аудио-книги и рисовать комиксы. С подростками пишем сценарии для видео, делаем подкасты на интересующие их темы, а иногда и снимаем целые фильмы.
Вот одна из наших самых любимых историй, ее придумала наша юная ученица, девочка 11 лет:
Текст в сказке такой: "Жила-была Вишня. Она была хорошая и добрая, а еще умела разговаривать. Все было очень хорошо, пока однажды ее не съел человек. Она решила пощекотать его изнутри и выбраться наружу."
Как получаются такие истории? Мы даем детям структуру, она у всех в мире историй более или менее стандартная: есть герой, он обладает определенным набором качеств и населяет определенный мир. Затем с героем обязательно что-то случается. Герой находит способ справиться с проблемой. Дальше в дело вступает детское воображение. Что касается слов, в основном дети пользуются лексикой, которую уже знают. Незнакомые слова, важные для истории (как слово "щекотать", tickle, в истории с Вишней), спрашивают у преподавателя. Как только история и иллюстрации готовы, можно записывать аудио-книгу. А записать аудио-книгу - значит повторить одно и то же раз десять, пока интонация и произношение не будут на уровне. Только дети об этом не думают: они в этой ситуации всегда хотят доделать книжку и доделать ее хорошо.
В этом и есть главный секрет: чтобы дети научились произносить сложные слова, нужно помочь им создать ситуацию, в которой для них это будет иметь смысл здесь и сейчас, а не через двадцать лет, когда, благодаря сегодняшним усилиям, они смогут найти работу с регулярными командировками в Майями. Аудио-книга - как раз такой пример. Если вы хотите, чтобы дети что-то заучили наизусть, снимите с ними фильм, где этот текст будет их ролью. Иными словами, чтобы помочь детям овладеть английским, нужно, чтобы их учебная программа состояла из понятных, а главное интересных краткосрочных задач и целей. Ну и конечно, при этом равномерно развивала все необходимые навыки - говорение, восприятие на слух, письмо, чтение, владение лексикой и грамматикой.
Мы с командой pro.english делаем все, чтобы наши программы получались именно такими. Речь, кстати, не только о детях. Игры, интересные темы и проектное обучение - все это отлично работает и со взрослыми тоже. Обязательно расскажем в наших следующих материалах, а пока подписывайтесь на наш канал в яндекс.дзен, в инстаграм (@proenglish.me), а также в других соцсетях. Мы будем рады ответить на любые ваши вопросы, связанные с изучением английского, и просто познакомиться.