Знаете ли Вы, что у Гитлера был тайный женский отряд?
Он состоял из 15 молодых женщин, жён и вдов немецких военных. Каждый день ранним утром, как школьниц, девушек забирал автобус и эсэсовцы отвозили их на секретную работу, в Вольфсшанце, «Волчье логово», как называли резиденцию лидера мирового национал-социализма.
На протяжении нескольких лет в одной комнате за длинным столом, избранные арийки пробовали блюда, которые шеф повар Рейха, Крумель, готовил для фюрера.
После дегустации сложных салатов, манной лапши и баварского яблочного пирога (Гитлер был убежденным вегетарианцем, и повар тайком подкладывал кусочки сала в бульон, чтобы укрепить здоровье вождя нации), молодые женщины несколько часов сидели в ожидании смерти, которая могла произойти, если еду отравили.
В остальном их жизнь шла своим чередом. Весной загорали на пляже, по вечерам раскладывали Таро, ждали писем с фронта и мужей на побывку. Те, приезжая, тайно делились своими мыслями о реальном положении вещей.
«Если русские все-таки придут, они не дадут нам пощады! Потому что немцы относятся к ним не так, как к другим пленным. Англичане, французы - их лечит Красный Крест, по вечерам они даже в футбол играют. А советских заставляют рыть окопы под присмотром собственных соратников».
«Фюрер сказал, если русские победят, нашим уделом будет рабство и разорение. Уже сейчас бесконечные людские колонны движутся в сибирскую тундру, ты разве не слышала?»
По словам мужчин «Русским все нипочем. Их атаки не затихают даже в самый страшный дождь».
Немки опасались, что «матрешки» - так называют в романе русских женщин, займут их место в сердце мужей, они не вернутся, подзабудут жён. Но сами ходили в кино и даже крутили романы.
Боялись, что война будет проиграна и страну ждёт отмщение.
Боялись, что война будет выиграна, и отмщение ждёт тех, кто не вполне разделял идеи Третьего Рейха.
Читая роман "Дегустаторши", придётся преодолеть несколько этапов культурного диссонанса.
1. Описывая жестокие лишения и голод в Германии Второй Мировой, автор пытается вызвать сочувствие, рассказывая о том, что за молоком нужно было постоять в очереди.
2. Героиня следит за модой и поэтому, даже переехав из Берлина на ферму к родителям мужа, носит платья в талию из тонкой шерсти с шахматным рисунком, и туфли на шпильках. Жительницы современных русских деревень в этом месте безусловно разразятся аплодисментами.
3. Получив письмо о том, что сын пропал без вести, немецкая мать так расстроилась, что даже не стала есть собственноручно приготовленного петуха. А потом перестала каждое утро собирать яйца из под несушек. Как не посочувствовать страданиям матери, ждущей сына с войны, но вспомнив о блокадном Ленинграде, голоде в Смоленске и на Донбассе, памятуя рассказы об обуглившийся партизанской картошке и скудном пайке работников тыла, сопереживать тому, как пропадали впустую на ферме яйца, оказалось сложно.
Все эти литературные приемы и попытки рассказать о сложной судьбе военной и послевоенной Германии, выглядят неудачными. Мы те, кто мы есть, благодаря фильмам, которые мы посмотрели: «А зори здесь тихие!», «Летят журавли». Книгам, которые мы прочли: от повестей об Алексее Маресьеве и Зои Космодемьянской, до романов, прочитанных в школе: «Два капитана» Вениамина Каверина, «Молодая гвардия» Александра Фадеева.
И надо быть Василием Гроссманом, чтобы описать реальную жизнь в тылу и на войне.
И не менее сложная задача для автора, написать короткую, но яркую историю любви военного времени, передав атмосферу народного горя, испытания огнем и мечом, как сделал это Виктор Астафьев в моей любимой повести о медсестре Лидочке и раненом солдате Михаиле - «Звездопад».
Мы получили стойкую прививку из памяти предков, послевоенной литературы и семейных историй о войне, для того, чтобы проникнуться сочувствием к рассказам тех, кто ее не пережил и не понял ее исторической сути.
Тем не менее, книга Розеллы Посторино «Дегустаторши», короткий роман с прицелом на экранизацию, построенный по мотивам единственного интервью, данного незадолго до смерти одной из дегустаторш (довольно неудачное слово!), заслуживает внимания, хотя бы потому, что показывает то, как воспринимают многие современные европейцы события Второй Мировой.
Анастасия Розанова