Сюрреализм — это направление в современной живописи, литературе и кино, которое зародилось во Франции в 1920-х годах. В центре направления — аллюзии и парадоксы. Сюрреалисты творят на основе фантазии, мечтаний и воображения и не признают никаких рамок. Все, что придумал художник, смело переносится на полотно.
Основоположник сюрреализма — писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма.
Характерные черты сюрреализма
Французская приставка «сюр-» означает «сверх-», то есть больше, чем реальность. Основные цели сюрреализма — выйти за рамки реальности, попытаться отразить сны, фантазии, мысли из потаенных уголков подсознания.
Что объединяет работы сюрреалистов?
- Перспектива, передача света и тени соседствуют с фантастическими абстракциями. Хоть содержание и отдалено от материального мира, работы подчиняются законам классической академической живописи.
- Парадоксы в сочетании форм, размеров и цветов. В работах встречаются «жидкие» камни, животные с удлиненными конечностями, люди без лица — будто герои и предметы выпали из сна.
- Аллюзии и визуальный обман. Предмет может оказаться не тем, чем кажется на первый взгляд.
- Внешняя фантасмагория сюжетов. На первый взгляд, работа выглядит как визуальный бред, но на самом деле у каждого предмета есть объяснение, основанное на внутренних страхах и желаниях художника.
- Свобода и иррациональность. Эпатажность, стремление бросить вызов общественным устоям, морали, религии, традиционному искусству.
Примеры сюрреализма
Рассмотрим, что такое сюрреализм, на примере 7 ярких работ из разных сфер:
- живопись
- кинематограф
- фотография
- предметы
- архитектура
- ландшафт
- реклама
1. «Постоянство памяти». Сальвадор Дали
Ни один материал о сюрреализме не может быть полным без упоминания Сальвадора Дали. «Сюрреализм — это я!» — говорил художник. Для многих он олицетворяет это течение и просто равен ему. Сюрреалист также был скульптором, писателем и режиссером, но известность обрел больше как живописец.
Картина «Постоянство памяти» или «Мягкие часы» — его культовая работа и та картина, которая возникает в памяти, когда мы думаем о сюрреализме.
У «Постоянства памяти» есть предыстория. Сальвадор Дали нарисовал эту картину за несколько часов, когда его жена вышла в кино с друзьями, а художник предпочел остаться дома из-за головной боли. Рисуя картину, Дали думал о мягком сыре — его гибкость и легко изменяемая форма подтолкнула художника к своеобразным ассоциациям. Часы стекают с предметов словно плавленый сыр.
В этом главная черта сюрреализма — художник рисует то, что находится в его голове, игнорируя здравый смысл.
2. «Империя света». Рене Магритт
Рене Магритт — бельгийский художник 20 века, мистификатор и иллюзионист в живописи.
Картины Магритта содержат парадокс. Каждая работа — это комбинация образа, способа его изображения и даже названия картины. Эти элементы не могут существовать отдельно друг от друга. Названиям картин Магритт уделял особое внимание — они «направляют» размышления зрителя. Зритель невольно становится философом. За этот эффект своих картин Магритт называл себя «магическим реалистом».
Сюрреализм Магритта можно было перепутать с реальностью. Взять картину «Империя света» — типичный двор с фонарем, типичное небо в облаках. Парадокс в том, что внизу картины поздний вечер, а наверху — ясный день. Это один из любимых приемов Магритта — сочетать несочетаемое.
3. «Андалузский пес». Луис Бунюэль
20-минутный немой фильм испанского режиссера Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. Один из знаковых сюрреалистических фильмов «авангарда» 1920-х.
Двадцать минут странноватых образов, которые могут как нести в себе глубочайший смысл, так и не значить вовсе ничего. Герой фильма разрезает глаз бритвой, муравьи вылезают из руки персонажа, мужчина волочет за собой два рояля, к которым прицеплены ослы…
«Андалузский пес» был выпущен к ограниченному показу в Париже в 1929 году, но, став популярным, оставался в прокате восемь месяцев.
Этот фильм — отображение сюрреализма в кинематографе:
- шокирующие образы;
- нападение на религию;
- сильные чувства тоски, страха и сексуального желания;
- абсурдные образы, которые воспринимаются как должное;
- отсутствие линейного сюжета, вместо него — короткие зарисовки, которые не обязательно связаны между собой.
Фильм сознательно строился как серия экстравагантных образов. Происходящее не поддается рациональному объяснению и похоже на бессвязный сон.
4. «Dali Atomicus». Филипп Халсман
Филипп Халсман — родоначальник сюрреализма в фотографии. Он снимал Мэрилин Монро, Грейс Келли, Вуди Аллена, Альфреда Хичкока, Одри Хепберн, Альберта Эйнштейна и других знаменитостей, миллионеров и ученых.
В 1941 году Халсман встретил Сальвадора Дали, и в конце 40-х они стали плодотворно сотрудничать. Фотография «Дали Атомикус» появилась в 1948 году. На снимке три летящие кошки, ведро вылитой воды и Дали, подвешенный в воздухе. Вдохновением для этой работы стало открытие планетарной модели атома. Потребовалось 28 попыток и несколько литров воды, чтобы снимок получился удачным. И никакой компьютерной обработки.
5. «Чашка, блюдце и ложка в меховой обшивке». Мерет Оппенгейм
Мерет Оппенгейм — немецкая художница, символ эмансипации и икона сюрреализма. Ей было всего 23 года, когда она за беседой с Пикассо придумала меховую чашку. Ее чайный меховой набор — апогей абсурда и эталон предметного сюрреализма. В 1936 году он стал одним из экспонатов Нью-Йоркского музея современного искусства.
В своей работе Мерет обыграла несовместимость разных видов чувств: мех приятен коже, но отвратителен языку.
6. Лас-Посас – сюрреалистический парк Эдварда Джеймса
Эдвард Джеймс — британский миллионер, щедрый покровитель сюрреалистов. Он спонсировал и поддерживал Сальвадора Дали, а Рене Магритт работал некоторое время в его доме в Лондоне.
Самый масштабный проект Эдварда Джеймса — это удивительный парк Лас-Посас — своего рода Эдемский сад посреди диких джунглей Мексики.
Фантастическая затея стоила Джеймсу пять миллионов долларов — ему пришлось продать несколько картин Сальвадора Дали из своей коллекции.
Эдвард построил в джунглях 36 конструкций — храмы, дворцы, пагоды и более мелкие сооружения и объекты. Джеймс умер в 1984 году, не успев закончить свое творение. Сегодня сад открыт для посещения.
7. Реклама Kenzo
С 2013 бренд одежды Kenzo начал запускать оригинальные рекламные кампании совместно с Toiletpaper — журналом, который делает упор на яркие картинки. В коллаборации вышла одна из самых необычных кампаний того времени. Kenzo и Toiletpaper уменьшили людей до размера ладони, усадили моделей на летающую рыбу, превратили собаку в тигра и поменяли местами руки и ноги.
Сюрреалистичные образы реклам подталкивали зрителя к мысли, что полезно порой выходить за рамки. Кампании полностью отражали энергичный и игривый дух бренда.
Бекстейдж со съемок выглядят не менее эффектно:
Где искать работы в стиле сюрреализма:
В Pinterest по запросам surrealism art drawing, surrealism photography, surrealism ads и любые вариации со словом surrealism. В Behance по тем же запросам.
На ресурсах у сюрреалистов современности:
Фредерик Хейман
Дэн Хиллер
Джузеппе Мастроматтео
Венделл Глэдстоун