Найти тему

Как мотивировать ребёнка учиться на семейном образовании

Ребёнок, который осваивает российскую программу в формате семейного образования, не станет сам садиться за уроки. И было бы глупо ждать от него такого поведения. Кто никогда не был в школе, тот не имеет привычки заниматься, а кто был — мечтает отдохнуть от надоевшего режима. Родители совершают ошибку, когда ждут «школьной» дисциплины на семейном образовании, но не знают, как добиться прилежания дома.

Business фото создан(а) yanalya

Всё дело в мотивации

‍Мотивированный ученик соблюдает режим и распорядок домашнего образования. Определим, что такое «мотивация»:

  • мотивация управляет поведением и поддерживает активность человека,
  • мотив — внутренний побудитель активности,
  • мотивировать — влиять на человека, чтобы у него появился мотив.

Мотивы есть у всех живых существ: мы стремимся получать блага и избегать неприятностей. Взрослый отличается от ребёнка тем, что понимает свои мотивы. Малыши плачут от усталости, но всё ещё хотят смотреть мультики. Взрослые тоже позволяют себе лишний эпизод любимого сериала, хотя утром рано вставать. Но взрослые делают это осознанно — «платят недосыпом» за удовольствие от просмотра кино.‍

В отличие от взрослого, ребёнок своих желаний не осознаёт, «выбирает» между ними интуитивно и не несёт ответственность в полной мере. Если школьник хочет играть в планшет, вдоволь общаться с друзьями, при этом поменьше сидеть за книгами и успешно пройти аттестацию — он не глупый, а просто ребёнок. Для взрослых очевидно: нельзя объять необъятное, есть слово «надо» и вообще «сделал дело — гуляй смело». Но у школьника просто не созрели зоны мозга, которые отвечают за волевые решения.

Родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился, как будто это самое главное. А главное — чтобы ребёнок ХОТЕЛ учиться, чтобы у него был свой внутренний мотив. Сравните: Платон стремится закончить четверть без двоек, потому что мама обещала отправить его в лагерь на Мальдивы, а Харитон учится на «отлично», потому что грезит космосом, ходит в клуб астрофизики и участвует во всех физмат олимпиадах. Чей мотив более сильный и устойчивый?

-2

Если вы не хотите стоять над ребёнком с кнутом и пряником, направьте силы не на дисциплину, а на мотивацию:

  • образование нельзя дать, его можно только получить;
  • ребёнок учится не сам по себе, а у других и вместе с ними;
  • наибольших результатов достигают дети, которых поддерживают, а не критикуют;
  • интерес и удовольствие — главные двигатели учения.‍

Школьный возраст — время новых авторитетов. Младшие школьники «тянутся» к увлечённым взрослым и стараются учиться, чтобы их заметили и похвалили. В подростковом возрасте важна среда сверстников. Цели, ценности и успехи в учёбе зависят от круга общения. Чтобы зажечь в ребёнке тягу к знаниям, помогите ему найти наставника и братьев по разуму.

‍Необязательно проводить кастинг репетиторов по физике. Наставником может оказаться ваш пожилой сосед, тренер по футболу или библиотекарь. Познакомьте сына или дочь с достойными представителями поколения в волонтёрском центре, швейном кружке или на онлайн-курсах программирования.

Приходите в онлайн-школу Фоксфорд — русскоязычные кураторы, преподаватели и однокурсники помогут ребёнку найти свой интерес. Давайте вместе создавать развивающую среду, чтобы ваш ребёнок не только учился, а стремился получить образование.