Automitrailleuse Panhard et Levassor Mle.1914
Страна Франция
Производитель Panhard et Levassor
Годы производства 1914
Кол-во построенных 1-2?
Экипаж 4
Вооружение - La mitrailleuse Hotchkiss Modèle 1914
Бронирование: 4-5 mm
Сухая масса, 3 тн
Двигатель ДВС, 5 313 cm3, 24 л.с.
В 1906-1911 годах фирма Panhard et Levassor построила 6 пулеметных автомобилей по проекту капитана Жанти (Genty). В качестве шасси был выбран Panhard & Levassor 24CV с высоким дорожным просветом и хорошим соотношение мощности и массы, моментный двигатель. Машины применялись в Марокко и показали себя достаточно успешно. С началом Великой войны Панар-Левассор быстро использовал наработки и дополнительно забронировал одну или несколько машин.
К 1914 году французская армия уже вовсю применяла автомобильный транспорт в военных целях, но в основном как транспортную силу. Панар-Левассор, хотя и стал одним из первых разработчиков полноприводных артиллерийских тягачей, был не сильно загружен военными заказами. Грузовые машины на шасси Panhard & Levassor 24CV использовались в армии, но далеко не так широко, как автомобили Берлие.
Сейчас непонятно были ли бронированные машины Automitrailleuse Panhard et Levassor Mle.1914 доработками Automitrailleuse Panhard-Genty 1906-1911 годов, или это были новые машины. Пулемет Гочкисс мог устанавливаться на один их двух шкворней: спереди и сзади. Бронирование было частичным: лобовая броня с откидывающимся щитком, кормовая броня с амбразурой для пулемета и бортовые щиты прикрывающие только сиденья. Боевая ценность таких машин на германском фронте была очень спорной, исключительно для ретирадного прикрытия частей. Единственная положительная сторона высокая проходимость была не столь критична в Европе. При наличии бронеавтомобилей от Пежо и Рено, подобные заводские доделки смысла не имели.
Источники:
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/panhard_1914.htm
фотографии на RC-forum.ru в основном взяты у участников: @slava и @alekse, не только имеющих фотографии, но и отлично ориентирующиеся в технике эпохи 1-й мировой