История Преображенского сильно вплетена в историю Российского государства и жизнь царской династии Романовых. Так получилось, что это небольшое сельцо с востока от столицы стало настоящей платформой для серьёзных социальных, военных и политических изменений и реформ в России.
Преображенское, или Преображенск, как его называли в Петровское время, явился в полном смысле слова столицей преобразования России, пока оно начиналось, зарождалось в Москве
Иван Забелин, историк Москвы XIX века
Здесь, впервые в России, появился театр, здесь Петр создал свои потешные полка, которые потом стали настоящей регулярной армией. Здесь действовала тайная канцелярия (или Преображенский приказ), государи решали политические и экономические вопросы с другими странами и любили проводить время за охотой и другими развлечениями.
Давайте разбираться, что здесь было до Преображенского, как появилось село и почему его так назвали.
Собакина пустошь
Что мы знаем об этих местах от историка Ивана Забелина, так то, что в XV веке на берегу Яузы находилась небольшая деревенька и принадлежала она боярину Дмитрию Руно, отцу прославленного воеводы.
Больше он ничего не пишет, но, судя по всему, речь идет о воеводе Иване Дмитриевиче Руно - участник Русско-казанской войны 1467-1469 годов, междоусобной войны на стороне князя Василия II Темного против Дмитрия Шемяки, походе против казанских татар на Каму и Вятку.
Потом эти земли перешли к Алексеевскому женскому монастырю, основанному около 1360 года митрополитом Алексием.
Первое название этих мест, которое мы встречаем в летописях XVI века - Собакина пустошь.
Писцовая книга 1573-1574 года указывает, что была на месте сегодняшнего Преображенского деревня Мельница с "худой" землей. Ее именовали также Собакиной пустошью, вероятно, по ранним владельцам. В 1622 году настоятельница Алексеевского монастыря отдала эти земли в оброк князю Ивану Барятинскому в пожизненное владение. Князь возобновил здесь мельницу, возведенную когда-то "колдуном" Хапило, и построил плотину. Однако эти земли очень скоро снова стали монастырскими.
Иван Забелин, историк Москвы XIX века
Тут "всплывает" легендарный то ли мельник то ли колдун Хапило, о котором расскажу как-нибудь в другой раз.
Кстати, Алексеевский женский монастырь, ныне разрушенный, находился на месте сегодняшнего храма Христа Спасителя.
Так вот, откуда это название - Собакина пустошь - мы не знаем, возможно, здесь разводили собак или так была названа местность по фамилии владельца деревни.
Все это место, насколько можно проследить по документам, в былое время принадлежало Алексеевскому монастырю, в древнее же время оно называлось Сосновой рощей, а потом Собакиной пустошью и рощей. Не указывает ли самое это название на охоту? Не был ли тут псовый двор? Вероятнее, впрочем, что это фамилия владельца бывшей деревни (пустоши).
И.В. Синицын. "Преображенское и окружающего его места. Их прошлое"
Соколиная охота
Как известно, царь Алексей Михайлович любил поохотится и нашел себе на востоке от Москвы хорошее место, где можно было вдоволь поохотится на природе и отдохнуть от царских дел.
Мне думается, что "наткнулся" он на это место благодаря Стромынской дороге или, как еще ее называют, Стромынскому тракту. Она начиналась прямо от Кремля и вела, в том числе, к его Измайловскому острову, где у царя были оранжереи с экзотическими растениями, аптекарский огород и много чего еще.
Сегодня эта дорога в районе Преображенское - улица Большая Черкизовская, переходящая в Щелковское шоссе, а от этого огромного тракта осталось напоминание в виде название улицы Стромынка, что в Сокольниках.
В 1657 году Алексей Михайлович решил приобрести у Алексеевского монастыря эту землю и основал рядом (на территории современного района Сокольники) одну из загородных охотничьих резиденций.
Близ этой-то пустоши в мае 1657 года Алексей Михайлович потешался соколиной охотой. Ранее ли, проезжая по этой дороге, в то ли самое время он решил на понравившемся месте у Собакиной рощи отделить под свою усадьбу часть берега Яузы в две с половиной десятины. Затем и прилегающее место по обоим берегам Яузы с рощами в двадцать десятин он также присоединил к своей личной усадьбе для нового хозяйства, в которое он вносил все новое, делавшееся в Измайлове.
И.В. Синицын. "Преображенское и окружающего его места. Их прошлое"
Преображенское
После того, как царь стал бывать в этих краях чаще (а в Сокольниках было разведено огромное соколиное хозяйство, жило много народу и вообще были выделены огромные деньги из казны на развитие этого дела - о Сокольниках как-нибудь поговорим), село стало развиваться, отстраиваться. В 1661 году летописи повествуют о двух появившихся здесь полотняных церквях - Успения и Преображения. Вторая, в итоге, и дала название селу.
В 1669 году стрельцами возводится деревянная пятиглавая церковь Воскресения Христа. Удивителен был ее иконостас, выполненный лучшими русскими иконописцами Оружейной палаты конца XVII начала XVIII века Кириллом Улановым и Полуектом Никифоровым. Талантливый зоограф Никифоров от рождения был безруким и образ Спаса Нерукотворного писал, держа кисть губами. К сожалению, все работы талантливого мастера утрачены.
Иван Забелин, историк Москвы XIX века
В 1657 году Алексей Михайлович на правом берегу Яузы строит Преображенский дворец - место отдыха и развлечений царя в селе Преображенском, тем самым, осваиваясь тут окончательно и запуская процесс развития и расширения небольшого поселения в загородную царскую вотчину. Но об этом в следующий раз.
Также у меня есть телеграм-канал Моя Преображенка, там тоже можно подписаться.
До новых!