Страдают ли электромобили в условиях сибирских морозов и почему их владельцы вынуждены скидывать удлинители с балкона? Во сколько обходится «полный бак» и можно ли зарядить машину от розетки? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в нашем разборе.
C недавнего времени руководство области задало тренд на экологию, сюда можно отнести новый стандарт угледобычи «Чистый уголь – Зеленый Кузбасс», отмену транспортного налога для электромобилей и многое другое. Словом, начало переменам положено и смотрится оно очень даже не плохо.
Однако, а что на деле? В этом обзоре мы разберёмся, насколько Кузбасс приветлив к электрокарам: какая существует инфраструктура и как местные электромобилисты справляются с царящими в регионе морозами и неофобией. Для того, чтобы расставить все точки над «i», мы побеседовали с учёными, местными энергетиками и с опытным электромобилистом.
Электрокары – это мировая тенденция: мнение учёных
По мнению эксперта Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Екатерины Грушевенко, электрокары — современный и экологичный транспорт, пригодный для использования не только в теплых климатических условиях, но и в северных регионах.
«Электромобили – это весьма перспективная технология в мире, поскольку позволяет снизить уровень выбросов СО2, в особенности в густонаселенных мегаполисах. Интерес к ней проявляют многие страны, в том числе США, Китай, Европа, Корея, Япония. В этих странах государство обеспечивает серьезную поддержку данной индустрии, начиная со льгот и субсидий потребителям и производителям электромобилей, заканчивая поддержкой и развитием заправочных комплексов», – рассказал эксперт.
Екатерина Грушевенко также отметила, что в мороз электромобили требуют аккуратной и внимательной эксплуатации, однако постепенно они завоёвывают популярность и в северных регионах, например, в Канаде. В нашей стране электромобили в принципе не пользуются большой популярностью, а государственная поддержка и зарядная инфраструктура отсутствует. В Сибири ко всему перечисленному добавляется ещё и климат. А вот касаемо того, вытеснят ли электромобили своих бензиновых собратьев, у учёных нет единого мнения. По суперпозитивным оценкам доля электромобилей в общем автопарке в будущем может достигать до 80%, по умеренным – до 12-15%. Но в одном учёные сходятся – количество электрокаров в мире будет расти.
Электрокарам быть: мнение энергетиков
В Кемеровской области есть всего одна организация, которая занимается продвижением зарядной инфраструктуры, речь идёт о кузбасском филиале Россети Сибирь. Это не реклама, мы просто попросили рассказать специалиста компании о том, какую инфраструктуру Кузбасс может предложить электромобилистам, что уже существует и что планируется.
«В группе компаний «Россети» была разработана программа развития зарядной инфраструктуры. В Сибири в рамках подготовки к Зимней универсиаде в Красноярске закупили электромобиль и три зарядные станции. Мы тоже решили не оставаться в стороне и инициировали закупку нескольких станций и электромобиля для собственных нужд. На первом, тестовом этапе, мы ориентировались на установку 10 зарядных станций и купили один электрокар для себя. Это не «Тесла», а обыкновенный Renault Kangoo, который мы используем как корпоративный транспорт», – рассказал Сибдепо Андрей Петрищев, начальник отдела технологического развития, инноваций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Кузбасского филиала Россети Сибирь.
Про зарядные станции
«Когда вы покупаете смартфон, то к нему идёт зарядное устройство, также и с электрокарами. Как правило, владельцы заряжают машины в гаражах от розетки, как обычный телефон. Нужно понимать, что нет такого водителя, который сначала купил машину, а потом начал думать, как её заряжать. Владельцам частных домов тут, конечно, попроще, но глобально для себя водители эту проблему решили».
Что касается тех зарядок, которые можно видеть по городу, специалист отметил, что они нужны для потенциальных владельцев электрокаров, чтобы у водителей появилась возможность выбора при покупке нового авто. Для самих электромобилистов это страховка на случай непредвиденной ситуации, если вдруг запаса батареи не хватило – у него есть возможность подзарядиться. Сила тока на станциях побольше, поэтому и времени на зарядку уходит меньше. То есть, идея тут такая: в гараже автомобиль может всю ночь стоять на зарядке, а в городе вы поставили машину заряжаться на парковке какого-нибудь ТЦ, и за час у вас прибавилось 30-40%. Этого вполне хватит, чтобы доехать до дома.
В то время как на междугородних трассах ставят станции быстрой зарядки, которые способны в течение сорока минут поднять заряд с нуля до 80-100 %.
«Сегодня Кузбасский филиал Россети Сибирь установил 9 «зарядок»: одна, «быстрая», на трассе Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк, четыре в самом Новокузнецке, три в Кемерове и одна в музее заповеднике «Томская писаница». Новокузнечане просят, чтобы мы ещё поставили, в разных районах города. Словом, обращения идут, но наш проект пока пилотный. Сейчас мы анализируем, насколько услуга востребована, в перспективе будем расширять сеть станций. Еще не знаем, сколько продлится тестовый период, но пока он идёт, водители могут бесплатно подзаряжаться».
Немного нам удалось узнать и о планах на будущее. Андрей Петрищев рассказал, что «Россети» планируют расширить сеть на 30 магистралях и в 30 городах, в том числе – быстрыми ЭЗС. Рассматривали в основном «города-миллионники», но и мы в эту программу попали. Кроме того, энергетики планируют развивать партнерство с каршеринговыми компаниями.
Как электромобили «чувствуют» себя в Кузбассе
«В Кузбассе есть два типа водителей электромобилей: одни берут себе небольшие микроавтобусы для работы и бизнеса, вторые – Nissan Leaf, классический седан из Японии. Именно на таком «Ниссане» польский путешественник проехал через всю Россию от Калининграда до Читы, попутно подзаряжаясь, в том числе у нас в Кемерове. Наши водители приобретают, как правило, «японцев». Это в принципе самый доступный электрокар на сегодняшний день. Сообщество водителей электромобилей – это продвинутые люди, которые начали считать деньги. Ведь зарядить машину от электросети в разы дешевле, чем бензином. Поэтому зачастую электромобили выбирают экономные предприниматели и обычные кузбассовцы в качестве второй машины для езды по городу. Я бы не сказал, что сейчас идёт какой-то «бум» электрокаров, но движение явно начинает набирать обороты. Связано это с совершенством технологии: если ещё 10 лет назад никто не мог проехать больше 50 километров, то сейчас современные модели могут доехать от нас до Новосибирска на одной зарядке. Важно ещё и то, что батареи становятся не только мощнее, но и дешевле.
От аккумулятора напрямую зависит запас хода автомобиля. Наш «Рено» может проехать до 150 километров в экономном режиме (до 90 км/ч)», – подытожил Андрей Петрищев.+
Полноценный тест-драйв «Рено» мы, конечно, делать не стали, но зато напросились немного прокатиться на корпоративном транспорте компании. Заодно расспросили водителя Сергея о самой машине.
Продолжение читайте по ссылке: От розетки до розетки: как выживают электромобилисты Кузбасса