Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала! В этой статье хотела рассказать об очень неприятной для меня ситуации, которая произошла со мной на прошлой неделе. Я - взрослый и здравомыслящий человек (по крайней мере я так раньше считала), но это не спасло меня от обмана... Но, обо всем поподробней.
Дело было во вторник, на дворе зима, настроение прекрасное. Как говориться "ничто не предвещало беды"... Занимаюсь домашними делами и попутно приглядываю за детьми.
Вдруг на мобильном телефоне раздается звонок. Номер не знакомый, но начинается с московского кода (495). Обычно я никогда не отвечаю на звонки с незнакомых номеров, так как частенько это какие-то компании звонят и навязывают свои продукты. Но тут почему-то я решила ответить (уж не знаю почему).
На проводе раздался приятный мужской голос. Молодой человек говорил очень уверенно и держался вежливо. Представился сотрудником службы безопасности сбербанка. Спросил меня совершала ли я в последние несколько часов какие-нибудь транзакции со своей банковской карты. Я сказала нет и спросила с какой целью он этим интересуется.
Сотрудник банка сказал, что мой личный кабинет в сбербанке был взломан и все данные по моей банковской карте стали доступны злоумышленникам. Чем они, собственно, и воспользовались и начали выводить деньги с моей карты.
Далее молодой человек поинтересовался у меня в каких магазинах или в интернет-сервисах я расплачивалась карточкой. Возможно, что утечка информации с моими данными могла произойти именно там. Особенно по его словам мог быть виноват магазин Пятерочка (так как у них, по его словам, старые аппараты, которые там что-то не так делают...). Возможно он пальцем попал в небо, но именно позавчера я совершала покупки в Пятерочке со своей карты.
Я спросила у него можно ли что-нибудь сделать. Молодой человек ответил, что он именно для этого и позвонил мне. На мою карточку они поставят дополнительную двухфакторную защиту, а произведенные мошенниками транзакции по моей карте, сейчас все отменим ( с моей помощью). Ладно, хорошо.
Молодой человек попросил вспомнить меня какая сумма была на моем счете, до совершения атаки. Я ответила, что совсем небольшая, в пределах 1800 руб. Он ответил, что все верно. И спросил есть ли у меня еще какие-нибудь банковские карты, привязанные к этому же номеру телефона и если есть, то какого банка. Я ответила, что есть. Он попросил немного подождать на линии, чтобы он смог связаться со службой безопасности того банка.
Далее со мной разговаривал уже другой молодой человек (типа из другого банка). Кстати, первая нестыковочка - как он мог сделать переадресацию звонка в другую организацию?
Этот же мужчина подтвердил атаку мошенников и на эту банковскую карту. Также, как и первый молодой человек, он попросил меня вспомнить сколько денег было на карте, когда я последний раз совершала по ней покупки. А там было достаточно много - более 90000 руб. И понятное дело, что я была очень испугана.
Он попросил продиктовать номер моей карточки и срок, до которого она действует и сказал, что сейчас потихонечку мы будем через финансовый отдел отменять все транзакции, совершенные мошенниками. Вторая нестыковочка - до этого он сказал, что моя карта взломана, а как он мог это проверить, если не знал ее номер? Но это все пришло мне в голову значительно позже.
Затем молодой человек сказал, что сейчас на мой номер телефона придет шестизначный код, этот код я должна буду продиктовать роботу по одной цифре. Ну окей! Раз так надо, значит надо, я сказала, что все понятно и можно приступать. На телефон пришла смс (она была с того же номера, с которого мне приходят сервисные сообщения и наверное это меня и погубило окончательно. Я подумала, раз сообщения приходят с того же номера, который я точно знаю, значит этому человеку можно верить. Боже, где была моя голова....
Бывает же такое - в этот момент у нас отключили свет, а с ним и интернет. И вся моя надежда зайти в онлайн кабинет, для отслеживания происходящего полностью провалилась...
Код приходил на телефон еще 3 раза и я его диктовала роботу в телефонную трубку. Тут я решила уточнить еще раз, как такая ситуация могла произойти, ведь конкретно этой карточкой я нигде не расплачивалась, ее никому не давала и получила ее всего 3 дня назад (хотела там надежно хранить деньги, наивная...)
Он мне ответил, что в этом случае скорее всего произошла утечка информации там, где я получала эту карточку. Чтобы в этом разобраться он попросил меня (барабанная дробь.....) продиктовать три цифры на оборотной стороне карты. Я была в замешательстве, все же говорят, что эти данные ни в коем случае нельзя никому сообщать... Стою думаю что же делать.
Молодой человек понял, что я сомневаюсь. Начал меня убеждать и переубеждать. Для начала посмеялся - говорит, что эти три цифры означают всего лишь код подразделения и это никакой не секрет. И во-первых, если я ему не скажу эти данные, то он просто не сможет мне помочь, во-вторых эти цифры я буду диктовать роботу и он их никак не сможет узнать. Короче, можно не волноваться.
Видимо мой мозг в этот день совсем был в отключке и я эти цифры ему продиктовала. Это была роковая ошибка...........
Но после этого у меня началось прозрение - я сказала молодому человеку, что у меня архи важные дела в данный момент и пусть он перезвонит мне через пару минут. По голосу он вроде расстроился (еще бы, вдруг эта дурочка, это я про себя, все-таки его вычислит, ведь на карте еще денежки остались) и сказал, чтобы я не занимала телефонную линию.
Я тут же позвонила на телефон горячей линии, указанный на моей карте и связалась с оператором. Главный мой вопрос был - звонил ли кто-то из их сотрудников мне или нет. Девушка из горячей линии ответила, что их сотрудники НИКОГДА не звонят клиентам, а меня обманули мошенники и в срочном порядке заблокировала карту.
Тут до меня наконец-то все дошло.... временно даже потеряла дар речи. Включили свет, я зашла в свой онлайн-кабинет, а там....минус 54000 руб....... И в этом я виновата только сама. Ну вот как можно было лишиться по собственной глупости всего за пару минут такого количества денег???
Я попыталась узнать у девушки из контактного центра, что можно сделать в этой ситуации и возможно ли как-то отменить эти операции. Ответ ее был не утешителен - так как я сама продиктовала все данные по карте, то сделать ничего нельзя, только написать заявление в полицию...
Я получила очень печальный опыт, до сих пор не могу в себя прийти. По прошествии некоторого времени понимаю, как много было нестыковок в их продуманной схеме обмана, но сразу распознать мошенников у меня не получилось. Почему не знаю. Раньше тоже думала, что такое может произойти с кем угодно, но только не со мной. Как бы не так...
Спасибо, что дочитали до конца. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Я очень надеюсь, что мой рассказ кому-то поможет вовремя распознать обман и правильно среагировать на это.
А у вас были случаи, когда вы стали жертвой мошенников? Поделитесь своим опытом в комментариях - вдруг это тоже кому-то поможет.