Автор: Виктория Поданёва, преподаватель английского языка онлайн-школы Skyeng
В наше время, когда столь актуальны вопросы личностного роста, продуктивности и тайм-менеджмента, для многих людей основополагающим принципом стала распространенная в сети мотивационная фраза «Двигаясь к цели, не забывайте получать удовольствие по пути».
Наряду с вопросом «что мне нужно сделать, чтобы достичь цели» (будь то создание чего-то нового, улучшение физической формы, приобретение навыка) для современного человека также важно, как изменится качество его жизни прямо сейчас, когда он сделает лишь первый шаг на пути к этой цели, и какие эмоции он будет испытывать день за днем, совершая новые шаги.
Однако на практике все гораздо сложнее, и мы неизбежно сталкиваемся с ограничениями. Скажем, при выборе продуктового магазина, тренажерного зала или творческой мастерской одним из решающих факторов становится территориальное расположение, поэтому зачастую ради качества приходится жертвовать временем или удобством. Как ни парадоксально, «получать удовольствие по пути» становится сложнее из-за удлинения этого пути.
В случае с изучением иностранных языков эти ограничения в наше время нивелируются. Когда физическое присутствие перестало быть обязательным условием, также отпала необходимость подстраиваться под расположение школы, установленный график занятий и преподавателя, который может не оказаться преподавателем вашей мечты (никакой дискриминации, для преподавателя это тоже работает теперь он сам может решать, кто будет его учеником).
Я преподаю онлайн и живу в Новосибирске, но в течение рабочего дня я непременно встречаюсь с москвичами, и знаю, что если окажусь в Москве, там всегда будет кто-то, с кем можно провести время. То же самое теперь могу сказать про Берлин и Вильнюс. В определенный момент у меня было несколько учеников из Беларуси – на уроках мы часто обсуждали особенности жизни в этой стране, и такие беседы стали для меня весьма полезными, так как я вижу Беларусь следующей страной, в которой мне хотелось бы пожить.
Изменения в способе получения и обмена информацией естественно влияют на образ жизни ученика и его отношение к самому процессу обучения, а следовательно, и на достижение результата.
Одна из моих учениц Елена несколько лет не могла найти время на занятия английским, так как имея собственный бизнес, троих детей и большой дом, сложно сохранять баланс между работой, личной жизнью и самообразованием. Узнав о возможности заниматься онлайн, Елена решила совместить повседневные рутинные дела с уроками английского – таким образом мы стали встречаться три раза в неделю. В понедельник ученица выходила на занятия, находясь за рулем автомобиля (в этот день основное время мы посвящали аудированию и говорению), по средам мы встречались в то время, когда Елена ожидала свою дочь с занятий по фортепиано (в этот день можно было заняться грамматикой), а в пятницу мы обсуждали, как прошла неделя за завтраком.
Для кого-то такое совмещение учебы и посторонних дел может оказаться неприемлемым, но если в настоящее время – это единственный способ для человека приобщиться к языку и выйти на новый уровень развития, я сделаю все возможное, чтобы создать комфортную для этого среду и с удовольствием составлю ученику компанию за завтраком, в свою очередь вооружившись чашкой кофе. Уже через год таких занятий Елена смогла посетить семинар, проходивший на английском языке, а спустя какое-то время одна отправилась в Данию на конференцию, посвященную новинкам в дошкольном образовании детей, смогла включиться в дискуссию и завести полезные знакомства.
Возможность сравнивать, выбирать и корректировать процесс в соответствии со своими нуждами – главное преимущество, которое приобрел ученик с приходом в его жизнь технологий.
Отзанимавшись полгода по общему курсу английского языка, один из моих учеников Александр сообщил о том, что через пару месяцев ему предстоит посетить торговую выставку в Китае, а потому хотелось бы сделать упор на бизнес лексику. Уже на следующей неделе, подведя итоги работы по общему курсу, мы переключились на бизнес английский, что позволило Александру чувствовать себя более уверенно и непринужденно в общении с потенциальными партнерами. Бизнес-курс мы разбавляли просмотром видео на тему успешного нетворкинга, а также чтением статей об особенностях ведения переговоров с представителями разных культур. Образовательный процесс становится приятнее и проще, он превращается в увлекательное путешествие, где каждый может экспериментировать с программой и менять маршрут, заручившись поддержкой своего верного и опытного спутника – преподавателя.
Таким образом, мы подошли к главному связующему звену в нашей образовательной цепочке – проводнику, без которого технологии в обучении имели бы мало смысла, ибо образование – это в первую очередь приобщение человека к ценностям и знаниям, накопленным предыдущими поколениями. Это приобщение предполагает взаимодействие и обмен мнениями, в противном случае – это скорее процесс потребления.
Для многих из нас роль посредника в этом процессе – большая честь, и в то же время – большая ответственность. С одной стороны, цифровизация поставила перед учителями непростую задачу – постоянное расширение своих компетенций в среде, не связанной напрямую с преподаванием. С другой, она дала нам все возможности для быстрого роста и приобретения этих самых навыков. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, воркшопы, обмен опытом и материалами с коллегами по всему миру – все это также оказалось доступным в пару кликов.
Одним из самых ярких и насыщенных полезными материалами мероприятием прошлого и текущего года стал фестиваль Skyteach. Это ежегодная конференция для преподавателей английского языка и всех, кто хотел бы попробовать себя в преподавании, на котором эксперты из разных областей делятся своим опытом и новыми трендами в обучении языку. Конференции проводится каждый год в нескольких городах стран СНГ. Для тех, у кого нет возможности попасть в один из этих городов (в этом году я была в числе таких участников), предусмотрено участие онлайн – вы можете наблюдать выступления всех спикеров в прямом эфире, а после мероприятия получить записи выступлений и материалы к ним.
Я считаю важным делиться опытом с коллегами, которые понимают необходимость перемен и жаждут новизны, но из-за ряда сомнений пока не решаются открыть для себя новый формат любимого занятия.
Уже в первый год моей работы в Skyeng два моих одногруппника, несколько лет посвятившие репетиторству по английскому языку, стали моими коллегами в онлайн-школе после того, как я рассказала им о принципах такой работы и помогла подготовиться к собеседованию.
Границы стираются, мир меняется, мы меняемся вместе с ним. Волнительно осознавать, что мы не зря оказались в одном месте (и при этом в разных местах) в столь удивительное время. Я рада, что являюсь частью огромной команды преподавателей, которые, несмотря на разделяющее их расстояние, объединяются, чтобы вместе оставить свой след в истории и изменить жизни тысяч людей к лучшему!
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!)