Многие русские философы, учёные — и просто мыслящие люди отмечают удивительную способность нашего государства объединить под общим началом всё то множество народов, территории проживания которых, со временем были включены в состав России. Практически ни одно философское направление в России не обходило стороной тему особенности формирования русской нации, подчёркивая её отличительные черты от других (зачастую именно европейских) наций.
Одним из мыслителей ХХ в., в наследии которого осмысление того, что определяется термином «русскость», занимает едва ли не ведущее место, был Иван Александрович Ильин. В наше время этот философ, за редким исключением, не нуждается в отдельном представлении, его имя можно встретить не только на страницах философских журналов, но и на рекламных буклетах с призывом реализовать гражданский долг — как это было на прошедших думских выборах.
Хрестоматийным является факт, что И.А. Ильин был убежденным монархистом и настоящим, искренним патриотом России. Это особенно ярко проявляется в статьях, которые он писал, будучи в эмиграции, в последствие они были изданы в сборнике под названием «Наши задачи» (Париж, 1956). В книге «О сущности правосознания», которая была напечатана в Мюнхене по инициативе супруги философа уже после его смерти в 1956 г., целая глава посвящена рассмотрению феномена патриотизма, процесс становления которого И.А. Ильин определял следующим образом:
«…если человек обретает для такой любви предмет, действительно заслуживающий её по своему объективному достоинству, и если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние его народа — то он становится истинным патриотом: он совершает акт духовного самоопределения, которым он отождествляет, в целостном и творческом состоянии души, свою судьбу с духовною судьбой своего народа».
Бескрайность просторов нашего государства, природа — повлияли на формирование русской души. Широта и обширность русских земель, «ширь ландшафта» способствовали выработке и пониманию чувства свободы, вольности. Если европейцы стремились к власти и требовали формальной «свободы», то русский человек был свободен естественно, лишь по своей природе. Отсюда характерное тяготение к той форме государства или как её именовал Ильин «живой организации народа », которая свойственна для России, а именно — монархии. Однако территориальные размеры, политический опыт и национальный характер — это ещё не все факторы, оказывающие, влияние на форму государства, важно принимать в расчёт и уровень народного правосознания, и климат, и состав населения.
Суровые погодные условия России, «острота климата» закаляли национальный характер, затрудняли организацию народа, осложняли его хозяйственную деятельность. Пёстрый состав населения, зачастую являющийся фактором распада нации, изглаживался «религиозно-культурным преобладанием и успешным политическим водительством численно сильнейшего племени (русского народа), отличавшимся настоящей уживчивостью и добротой».