В сознании людей образ перекупщика тесно связан с мошенником и обманщиком, и, к сожалению не без оснований. С другой стороны, спокойно обмануть может и основной хозяин вещи. Всё это вопросы совести, поэтому лучше не делить мир на черное и белое.
Как всегда, речь пойдет о сфере, в которой я компетентен: компьютерное железо и мобильная электроника.
Я разделяю перекупов на две категории: первые - это любители срубить деньжат по-быстрому, продают они от случая к случаю и нести ответственность за товар не любят, "продал и забыл". Вторые - это адекватные люди, для которых перекупство не калым от случая к случаю, а основной заработок, поэтому, они дорожат своей репутацией, ведь от нее зависит их доход и уровень жизни. С таким можно и нужно иметь дело.
На что следует обращать внимание в первую очередь:
1. Возможность полноценной проверки при покупке. Именно этот пункт я ставлю во главу угла. Как правило, если человек не скрывает своего места жительства и спокойно приглашает вас к себе домой - это уже на 80-90% гарантия того, что перед вами порядочный продавец. Если он согласен на любые адекватные проверки, такие, как визуальный осмотр, прослушивание систем охлаждения на предмет наличия биейний, тресоков, "восьмерок", тестирование аппаратуры специальными программами (3D Mark, Furmark, AIDA64, CrystalDiskInfo т.д.), это означает, что продавец уверен в продаваемом товаре и ему нечего скрывать. Дополнительно к этому продавец может давать некоторое время на самостоятельное тестирование, как правило, это от суток до недели. Тут плавно переходим к следующему пункту.
2. Общение. Здесь я имею ввиду культуру общения продавца в целом и то, как он держится в диалогах по телефону и непосредственно при сделке. Уверенный в товаре человек отвечает на вопросы спокойно и, пардон за каламбур, уверенно. При этом говорит по существу, воды не льет. Держится непринужденно, буднично. Конечно, это правило работает не всегда, аферист тоже может быть уверенным в себе типом и прекрасным актером, а честный продавец вполне может быть немногословным интровертом, с комплексами, дефектами речи, он может быть банально уставшим и/или расстроенным, что может мешать ему казаться уверенным и порядочным продавцом. На это следует делать скидку. И все же, именно общение с продавцом после пункта о проверке является самым важным аргументов в пользу сделки либо против нее.
3. Стаж продавца на торговой площадке и заполненность аккаунта. Желательно, чтобы стаж был не менее 2-3 лет, при этом раздел проданного не должен быть пуст. Порядочные продавцы гордятся количеством совершенных сделок, поэтому не скрывают проданные позиции. Это может служить дополнительным доказательством надежности продавца. Пустой же аккаунт, неважно, создан ли он вчера или пять лет назад - повод для некоторых сомнений. Особенно, в первом случае - тут и так все понятно.
4. Наличие в аккаунте отзывов. Система отзывов появилась на Юле практически сразу, а на Авито около года назад, и на последней площадке является крайне неоднозначной и противоречивой. Смысл в том, что на Юле оставить отзыв друг другу могут только непосредственные субъекты сделки, а вот на Авито - практически любой желающий. Что с успехом используется многими продавцами как для "накрутки" своего аккаунта, так и для "осквернения" аккаунтов конкурентов. Лично для себя я составил небольшую систему, когда отзывы на Авито можно считать честными и объективными, а когда - нет.
а) Если аккаунту год и меньше, а в профиле уже имеются десятки (а то и сотни) положительных отзывов - это повод задуматься о накрутке. Дело в том, что многие покупатели до сих пор не знают, что на Авито появились какие-то отзывы и потому не спешат их оставлять. Более того, реально довольный покупатель вообще забывает о продавце через час (день-два-три) после покупки, и даже просьба оставить отзыв, даже если все нравится, в 8 из 10 случаев остается без внимания. Такова природа людей.
б) Если отзывы идут стройным рядком: каждый день, через день, по нескольку раз в день. Конечно, в случае Москвы и Санкт-Петербурга это правило может быть не особо справедливо, но вот уже в городах-миллионниках даже три-четыри сделки в день бывают нечасто, про небольшие провинциальные города и говорить нечего: большое количество отзывов с небольшим интервалом между ними - повод задуматься о накрутке.
в) Никнеймы (псевдонимы), с которых написаны отзывы. Это не всегда справедливо, но все же есть несколько вариантов, которые стоит отнести к условно-подозрительным. "Не компания", "ХХХХХ", "PC", "Покупатель", "Пользователь" и прочие безликие аккаунты позволяют подозревать продавца в накрутке. Однако, и условные Иваны и Сергеи - тоже не доказательства честности отзывов, особенно, вкупе с пунктом "Б".
Таким образом, отзывы положительные сами по себе еще не доказательство надежности продавца, а негативные - еще не повод отказываться от сделки, особенно, если успешно соблюдаются пункты 1 и 2. Во-первых, всем и всегда не угодишь, и порой негативные отзывы пишут люди, которым банально не сделали скидку или не ответили сию минуиту на сообщение (привет разрабам системы отзывов на Авито), во-вторых, как уже указывал выше, негативные отзывы часто пишут конкуренты. Этакая конкуренция по-российски: вместо личного развития займусь-ка потоплением конкурентов. Именно поэтому пункт об отзывах я поставил на последнее место по значимости.
На сим пока все. Успешных всем сделок!