Рубрика «Фантастические технологии»: космический корабль «Икар-II» из научно-фантастического фильма «Пекло»
Сравнительно недавно на дзен-канале «Фантастоведение» вышла статья под заглавием «Самый специфический скафандр в фантастике». Речь в ней шла о необычном космическом скафандре из научно-фантастического фильма «Пекло», который вышел на экраны в 2007 году.
Публикация набрала неожиданно много комментариев, преимущественно содержащих негативные высказывания в адрес художественной ленты режиссера Дэнни Бойла. Оказывается, большинству зрителей пришлась не по вкусу основополагающая завязка фильма, связанная с угасающим Солнцем.
Напомню, что фантастика, как жанр, основывается на неких вымышленных допущениях различной степени правдивости. От самых невероятных, например, путешествия назад во времени, до вполне допустимых – контакта с внеземной цивилизацией.
Никогда не слышал критику в адрес культового фильма «Назад в будущее», что фабула его сюжета построена на бредовой идее о создании «машины времени».
Тем не менее, теория об истощении энергии термоядерного синтеза (остывании Солнца) имеет место при объяснении существенной разницы между расчетным значением и фактически регистрируемым количеством нейтрино, испускаемым нашим светилом.
По-моему мнению, создатели фильма «Пекло» ответственно подошли к съёмкам в части научной достоверности реквизитов и декораций. Им в этом помогал известный британский физик-теоретик Брайан Кокс, который выступил научным консультантом картины. Для фильма и скафандр, и межпланетный корабль «Икар-II» внешне были исполнены такими, какими должны быть в реальности, чтобы решить подобную задачу.
По сюжету главные герои картины отправились в судьбоносное для всего человечества путешествие на тяжелом пилотируемом космическом корабле «Икар-II». Цель миссии – доставка на Солнце гигантского заряда, размером с Манхеттен, детонация которого повторно запустит затихающие реакции.
Конструкция «Икара-II» существенно отличается от внешнего облика кораблей, бороздящих бескрайние просторы Вселенной в фантастических произведениях различного толка.
В первую очередь обращает на себя внимание огромный защитный экран, смонтированный в носовой части межпланетника. Такая конструкция имеет вполне научно-практическое обоснование, связанное с защитой полезной нагрузки корабля от колоссального излучения нашей звезды.
Чтобы приблизиться к поверхности светила, «Икару-II» придется пробиться сквозь многослойную солнечную атмосферу, разогретую до миллионов градусов.
Именно тепловой щит призван решить проблему перегрева. Покрытый золотистым светоотражающим материалом экран, принимая на себя поток излучения, создает за собой зону тени, в которой «прячутся» все конструкции корабля.
В августе 2018 года с космодрома на мысе Канаверал был запущен автоматический межпланетный аппарат «Паркер» [1], миссия которого заключается в изучении Солнца с близкого расстояния.
Конструкция солнечного зонда NASA схожа с обликом кинематографического «Икара-II». Аппарат оснащен термозащитным экраном толщиной 11,43 сантиметра, изготовленным из углеродных композитных материалов и покрытым специальным керамическим напылением, способным отражать максимально возможное количество излучения.
Благодаря автоматической системе коррекции положения аппарата, почти все оборудование «Паркера» прикрыто тепловым щитом. Специальные датчики следят, чтобы сам зонд и его научная нагрузка всегда находились в тени теплового щита.
В теории, когда исследовательский зонд будет пролетать через плазму солнечной короны, имеющей температуру порядка нескольких миллионов градусов, он нагреется «всего» до 1400 градусов по шкале Цельсия, так как плазма сильно разрежена и аппарат будет взаимодействовать с малым количеством частиц. Но и это высокая температура. Для сравнения, температура извергающейся вулканической лавы редко превышает 1200 градусов.
В одном из предпремьерных интервью Марк Тилдесли, исполнявший обязанности художника-постановщика картины, заявил, что съёмочная группа стремилась сделать дизайн корабля реалистичным, чтобы зрители купились на правдивость происходящих на экране событий.
И если бы этот довольно увлекательная sci-fi-лента на середине хронометража неожиданно не превратилась в посредственный слэшер, фильм можно было без оглядки отнести к жанру «твердой» научной фантастики.
В наше время засилья на экранах киноадаптаций подростковых комиксов все реже выходят фантастические фильмы с высокой степенью научной достоверности. Судя по всему, преобладающую часть аудитории такое положение кинематографических дел вполне устраивает, а это неминуемо приведет к исчезновению серьёзных жанровых кинокартин.
Имеете иное мнение – пишите в комментариях!
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Назван в честь американского физика Юджина Паркера, развившего теорию о существовании солнечного ветра – потока заряженных частиц, испускаемых нашей звездой.