Найти тему
Подкаст РадиоТони

Кухня подкаста

Итак, это текстовое продолжение выпуска за номером 29. В данной статье раскрою некоторые аспекты, затронутые в самом выпуске.

А послушать выпуск можно здесь.

DAW. Цифровая студия обработки звука

Проще говоря, программа, в которой вы будете обрабатывать звук.

Многие (если не все), начинают с Audacity. Иногда на нем и заканчивают. Это не хорошо, но и не плохо, у данной программы множество плюсов, первым из которых будет то, что она бесплатна. Но есть множество минусов. О них подробнее:

  1. Плохая работа с внешними плагинами. Вылеты обеспечены

2. Это деструктивный редактор. То есть, все изменения, которые вносятся в аудио, применяются моментально. И если что-то пошло не так, то при отсутствии резервной копии остаётся либо все переделывать, либо... страдать.

Что же выбрать? Редакторов звука множество, платных, бесплатных, системных (как Garageband для Mac). Лично я, как говорилось в подкасте, остановился на Reaper. Это, во-первых, недеструктивный редактор, то есть все изменения не затрагивают оригинальный файл. Во-вторых, это очень гибкий в плане настроек редактор. От внешнего вида до комбинаций клавиш — настраивается всё. В-третьих, его бесплатная версия никак не ограничена по возможностям, а если хочется заплатить, то это делается всего один раз, да и сумма не такая большая (привет, Adobe).

Так выглядит окно Reaper во время работы
Так выглядит окно Reaper во время работы

Хорошему редактору — хорошие плагины

VST плагин — внезапно! — плагин, который обрабатывает звук при помощи определенных алгоритмов. Плагинов есть великое множество, но самые основные из них мы сейчас разберем:

1) Компрессор. Сжимает громкие участки звуковой дорожки, как бы выравнивая общую картину звука.

Наглядная демонстрация работы компрессора
Наглядная демонстрация работы компрессора

2) Эквалайзер. корректирует частоты, содержащиеся в звуковой дорожке.

Настройки эквалайзера для улучшения качества записи голоса
Настройки эквалайзера для улучшения качества записи голоса

3) Де-ессер. предназначен для уменьшения или устранения избыточно шипящих звуков в записи человеческого голоса. Избыток шипения может быть вызван компрессией, выбранным микрофоном или техникой, и даже просто губами вокалиста. Шипение лежит в диапазоне между 2 кГц - 10 кГц, в зависимости от человека. Чаще всего избыточное шипение появляется при произношении таких звуков как «С», «Ч», «Щ».

4) Лимитер. Разновидность компресора, настроенная на жесткое ограничение динамического диапазона.

4) Лимитер. Разновидность компресора, настроенная на жесткое ограничение динамического диапазона.

5) Подавление шума. Из названия понятно — служит для удаления неприятного фонового шума, если таковой имеется (а он есть всегда, пусть и тихий). Но иногда лучше обойтись без него, чем испортить запись (см. 16-й выпуск).

6) Измеритель уровня сигнала. Зачем, если есть лимитер — спросит кто-нибудь. И будет неправ, потому что в данном случае, имеется в виду измеритель громкости, а не уровня динамического диапазона.

Вот так выглядит измерение звука
Вот так выглядит измерение звука

Какими плагинами пользоваться? Решать вам. Какие нравятся, такие и берите. Если брать платные плагины, то могу посоветовать от FabFilter. Они функциональны, но не нагружают систему. Однако, стоят денег. Но вообще надо смотреть (точнее, слушать) самому, потому что и среди бесплатных плагинов есть отличные.

Плагины, которыми я пользуюсь

1) Ozone Elements — урвал по акции за 0$. Тяжелый плагин с функциями эквалайзера и компрессора/лимитера/максимайзера. Используется на финальном этапе. Помогает поддерживать уровень громкости на оптимальном уровне. Из приятного, ему можно дать «послушать» трек, и он сам настроит все ползунки :)

-5

2) Youlean Loudness Meter 2 — Просто бесплатный измеритель громкости. До этого я пользовался FabFilter pro L2 — лимитером с функцией измерения громкости. Тоже имеет место быть, но не стоит забывать, что тот плагин был платный.

-6

3) Компрессор и эквалайзер от Tokyo Dawn Labs

TDR NOVA — Просто эквалайзер. В принципе, можно пользоваться и стандартным, никто не запрещает. Но почему-то мне понравилась его работа на голосе.

Скриншот эквалайзера был выше.

Стандартным эквалайзером я тоже пользуюсь! Например, здесь изображен эффект приглушенной музыки на фоне.
Стандартным эквалайзером я тоже пользуюсь! Например, здесь изображен эффект приглушенной музыки на фоне.

TDR Kotelnikov — Опять же, никто не запрещает использовать стандартный компрессор. Но мне снова понравилась его мягкость и «незаметность» на слух. Он очень эффективно сжимает сигнал, при этом не задавливая его в кашу.

-8

4) SPITFISH де-эссер — маленький, но небесполезный плагин, убирающий т.н. сибилянты из голоса.

Очень компактный и легкий плагин
Очень компактный и легкий плагин

Что там про громкость?

Если набрать в Гугле «обработать голос в audacity», то везде можно увидеть, что всё заканчивается тем, что мы нормализуем сигнал до -1 дБ. И это работает. Точнее, работало. У нас это работало выпуска до 20-го точно. А потом я почитал про LUFS, и понял, что всё совсем не так однозначно. Как пример, выпуск 24 имеет максимальное значение диапазона в -6 дБ. Однако он сильно громче 29-го выпуска, который придерживается -15 LUFS, когда как 24-й был около -13. При этом 29-й выпуск имеет максимальное значение диапазона в -2 дБ.

Запутались? Именно для этого и нужно измерение громкости в финале :)

Эти цифры объективны и позволяют соответсвовать площадкам вроде iTunes, Spotify и т.д.

Что важно знать? Большинство стримминговых сервисов отдают звук с громкостью -14 LUFS. Этого уровня я и рекомендую придерживаться.

Советы

Каких-то конкретных советов дать не могу. Пожалуй, если вам это нравится — это главное. Но и про то, чтобы это понравилось слушателям, забывать не стоит. Некоторых людей интересно слушать и без всех этих обработок.

В финале оставлю ссылку на самую полную статью, что я находил в интернете.