Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья посвящена не отдельной личности, а целой профессиональной группе - стюардессам, притом не вообще, а тем, кто работал в небе в 40-60 годы прошлого века.
Эта профессия всегда была овеяна флером романтики, и в изобразительном искусстве образ девушки, разносящей напитки и еду в салоне самолета, отражен довольно легковесно. Я не говорю уже о многочисленных современных рисунках в стиле пинап, где форма стюардессы просто нужна для создания антуража и подчеркивания эротизма.
Картин, где стюардесса показана без намека на пикантность, просто за выполнением своей работы, фактически нет. Поэтому я была очень рада увидеть картину Нормана Роквелла, где показана сцена в самолете, хотя стюардесса в ней играет не центральную роль. Главный персонаж здесь - мальчик, пораженный обилием предлагаемых ему вкусностей. Похоже, он летит в первый раз. Бортпроводница выполняет свою работу. Видно, что это простая хорошая девушка, которая рада доставить радость юному пассажиру.
Посмотрите, какие были кресла в 40-50-е годы в американских самолетах, сколько простора для ног! Предлагаемый ассортимент еды тоже показателен. Но летать тогда в самолетах было отнюдь не так приятно, как показано на картине. Тряска и шум сопровождали почти всю дорогу. Гигиенические пакеты не лежали без дела.
А как обстояло дело в советских самолетах? Рисунок Валерия Бастрыкина - стилистика под пинап в советском антураже. Сюжет, как видим, заимствован у Роквелла, но вместо мамы мальчика вокруг одни мужчины, и, кажется, декольте стюардессы привлекает их больше пирожных. Кстати, мороженое в самолетах не подавали, как и эклеров по две штуки.
Стюардесса тут представлена кокеткой, в рамках жанра пинап. В действительности, конечно, все было не столь легкомысленно.
Чтобы стать бортпроводницей, проходили довольно жесткий отбор. Были требования не только по здоровью и коммуникативным качествам, но и по внешним параметрам. В СССР стюардессой могла стать только девушка до 30 лет (дальше было сложнее устроиться на эту работу), ростом до 162 см и весом до 52 кг. Позже эти требования смягчили.
Хотя работа стюардессы казалась несложной и красивой - ходи себе по салону, улыбайся и подавай еду, на самом деле бортпроводник - не столько обслуживающий персонал, сколько спасатель. Главное, чему учат стюардесс во всех авиакомпаниях мира - быть в любой момент готовой к экстренной ситуации, когда надо будет спасать пассажиров.
Большинство стюардесс ни разу не попадали в такие ситуации, но это не означает, что они не были готовы к ней. Все их действия расписаны по пунктам, постоянно отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Меж тем, как в СССР, так и в любой другой стране, самолет мог подвергнутся нападению или попасть в аварийную ситуацию. В середине ХХ века система безопасности аэропортов была довольно шаткой, проверка пассажиров не отличалась особой тщательностью, так что провести в самолет оружие было вполне реально.
Время от времени мир потрясали истории с угонами самолетов, угрозами всевозможных отморозков убить пассажиров и т.д. Стюардессы должны были точно знать, как поступать в подобных случаях. Известны случаи их героического поведения и, к сожалению, гибели (Надежда Курченко, Нирджа Бханот, например).
Но нештатные случаи возникали чаще все же по техническим причинам. Я помню японский документальный фильм, который смотрела в детстве. Он меня потряс. В небольшом японском самолете, куда-то летевшем (не помню уже), произошел технический сбой, то ли моторы отказали, то ли что. Короче, надо было экстренно сесть, и это было очень опасно. Среди пассажиров оказался оператор телевидения с камерой, и он начал снимать происходящее.
Это не постановка, а реальные документальные съемки, фильм потом получил какую-то кучу международных наград. Так вот, обратила на себя внимание стюардесса. Она ходила между рядами, улыбаясь, общалась с пассажирами, такая спокойная и доброжелательная, что один ее вид успокаивал.
Летчики сумели посадить самолет. На земле его ждали медики и прочие службы, как это бывает при аварийных посадках. Но врачи никому не понадобились. Кроме стюардессы. Оператор снял, как ее, в явном нервном срыве, несут на носилках в Скорую. Проводив последнего пассажира, она просто упала, сдали нервы.
Но до этого момента она была божественно безупречна в выполнении своего долга. Это и есть профессионализм.
Почитайте еще на моем канале:
Что общего между Остапом Бендером и одесским следователем угрозыска
Был ли Боян Вещий реальной исторической личностью
На канале мужа:
Драматичный путь мадам Тюссо к успеху