Наступает время подготовки к великому посту, для всех православных христиан. Церковный устав устанавливает три недели и четыре воскресных дня. Первая неделя о мытаре и фарисее, начинается 9 февраля. В этот день в православном календаре установлены две памятные даты.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Девятого февраля 2020 года в российских церквях поминают всех усопших и пострадавших за веру в Христа. Для многострадальной России, двадцатый век стал особенно жестоким. Люди гибли даже не тысячами, счет жертв шел на миллионы. На долю страны в том веке выпало много внешних врагов и борцов с верой внутри страны. Среди замученных и зверски убитых детей России было огромное количество верующих, не пожелавших отречься от Господа священнослужителей и монахов. Их единственным преступлением была горячая вера и любовь к Христу.
Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
В православии особо почитаются три столпа веры, вселенских святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Иоанн родился в семье знатного военачальника примерно в 347 году, но отец его скончался, оставив безутешную вдову, которая не пожелала больше выходить замуж и всю свою нерастраченную любовь направила на воспитание сына. Мать позаботилась, чтобы у Ионна были лучшие учителя. Однако изучение риторики и философии не сбили его с пути познания Священного писания.
Святитель Мелетий епископ Антиохии относился к юноше, как родному сыну, он же и крестил своего воспитанника в 367 году, а еще через пару лет назначил чтецом. После ссылки учителя, молодой человек находился под опекой Диодора Тарсийского и пресвитера Флавиана.
Принять иночество он решил только после того, как не стало горячо любимой матери. Ему предложили епископскую кафедру, однако Иоанн отказался от сана, движимый смирением. Его перу принадлежит краеугольное произведение пастырского богословия «Шесть слов о священстве».
Четыре года святитель провел в пустынной местности, чтобы в уединении написать два труда: «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни» и «Против вооружающихся на ищущих монашества». Два года Иоанн соблюдал обет молчания, укрывшись в пещере.
Пошатнувшееся здоровье заставило святого вернуться в Антиохию. Он продолжал писать, а в 386 году епископ Флавиан рукоположил его в пресвитера и обязал проповедовать Слово Божие.
Уроки риторики и природный талант сделали из Иоанна блестящего проповедника. Речи его сплетались из боговдохновенных слов, проникая в сердца верующих. На протяжении двенадцати лет, сотни и тысячи прихожан стремились услышать проповедь Иоанна, за столь редкий дар его стали называть “Златоустом”.
В рамках служения он не оставлял научных изысканий, подвизавшись на ниве герменевтики. Эта наука о толковании Слова Божия занимала его на протяжении всей жизни. Его перу принадлежат десятки толкований священных текстов и церковных книг.
Одной из важнейших заповедей он считал попечение о неимущих. Каждый день к Антиохийской церкви стекались странники, больные и нищие, которые получали пропитание.
В 397 году Иоанн Златоуст стал епископом в Константинополе. Первым его решением было направить средства, выделявшиеся из казны, на содержание двух больниц и гостиниц для паломников. Скромностью и аскетизмом поражал он избалованных столичных сановников. Не удивительно, что вольности нравов ближайшего императорского окружения подвергались суровому осуждению со стороны нового епископа.
Роковым для Иоанна стало заступничество за бедную вдову, у которой пытались конфисковать имущество по распоряжению самой императрицы. Недоброжелатели воспользовались случаем и стали нашептывать правительнице о якобы нелестных словах священника в ее адрес. Был созван суд и иерархи приняли решение казнить оскорбителя императрицы, однако властитель встал на защиту пастыря и приказал заменить позорную казнь на изгнание.
В городе начались народные волнения, верующие вознамерились защищать Иоанна, однако он сам сдался властям, дабы не допустить жертв среди горожан. Его заточили в темницу, а ночью в Константинополе произошло мощное землетрясение. Посчитав его гневом Божьим императрица распорядилась отпустить пастыря и даже написала покаянное письмо с мольбами вернуться на кафедру.
Через два месяца правительница получила новый гнусный донос и в марте 404 года, собор постановил изгнать Иоанна из столицы. В первую же ночь,когда святой покинул городские стены, страшный пожар уничтожил сенат, а еще через пол года не стало и самой правительницы.
Святой был сослан в Армению, но и там не оставлял он духовной службы, пока болезнь не приковала его к кровати. И даже в таком состоянии его враги пытались нанести болезненные удары. Иоанну было приказано отправиться в глухую провинцию (современная Пицунда в Абхазии). Конвой три месяца сопровождал изможденного святителя, под дождем и пронизывающим ветром, не испытывая ни жалости,ни сострадания.
У склепа Василиска ему было явление святого, который утешил страдальца и открыл ему время смерти. Причастившись Святых Таин, святитель отошел к Господу 14 сентября 407 года. Последними его словами были: “Слава Богу за все!”
Первым местом погребения святителя стали Комны, но верующие молили о переносе святых мощей в столицу. С этой просьбой к Феодосию II обратился святитель Прокл. Однако, посланники правителя не смогли даже сдвинуть гроб с места, тогда император понял, что должен просить прощение за мать свою и за то, что поверил наветам и доносом на святого.
Письмо императора прочли у гроба святителя, после чего легко смогли поднять его и перенести на корабль. Местом захоронения была выбрана церковь мученицы Ирины, там и открыли крышку гроба и увидели, что тело нетленно и от него исходит благоухание. Всю ночь в слезах раскаянья император вымаливал прощение у святого, а народ не расходился до утра.
С восходом солнца властитель распорядился отнести мощи в соборную церковь Святых Апостолов. Как только рака коснулась престола, народ воскликнул в едином порыве «Прими престол свой, отче!», и святой отчетливо ответил на глас народный «Мир всем!», это слышали все, кто стоял у гроба.