Продолжим изучение различных казусов средневекового искусства, которые нашли своё отражение в современных интернет-мемах.
1. Взвешивание души
Данный сюжет был известен ещё в Древнем Египте. В книге Мёртвых о нём рассказывается как об одном из этапов посмертного суда Осириса, целью которого было проверить, насколько праведно жил покойный.
На одной чаше весов помещалось сердце умершего (символизирующее его душу), на другой — перо богини справедливости Маат. За процессом внимательно следили бог мудрости Тот и бог загробного мира Анубис. Если чаши весов не уравновешивали друг друга, то чудовище Амаат пожирало сердце усопшего, лишая его тем самым возможности обрести вечную жизнь на полях Иалу.
Похожие композиции встречаются и в средневековом искусстве. Например, что-то подобное можно увидеть на фрагменте полиптиха Рогира ван дер Вейдена XV века.
Взвешивание в данном случае происходит на Страшном Суде. Саму процедуру художник традиционно доверил архангелу Михаилу, подчёркивая тем самым роль, которую он сыграл в битве добра со злом. Человеческие фигурки, расположившиеся на левой и правой чашах, символизируют греховные поступки и праведные деяния соответственно.
2. Папесса Иоанна
Основой следующего мема послужила миниатюра из французского перевода книги Джованни Бокаччо «О знаменитых женщинах» (начало XV века), которая иллюстрирует довольно популярную в Средние века легенду о том, как однажды некая чрезвычайно талантливая женщина, выдавая себя за мужчину, сделала себе церковную карьеру и стала Римским Папой Иоанном VIII.
Долго занимать папский престол ей, однако же, не удалось. Как-то во время службы папесса неожиданно разродилась ребёнком, чем опрометчиво выдала себя. Её тут же допросили: «Каким обманом вы проникли в штаб?» — корнет допросу был не рад...
Самозванку в итоге низложили и, чтобы в дальнейшем не повадно было, в довесок ещё и забили до смерти камнями.
Несмотря на то, что история является абсолютным вымыслом, её долгое время воспринимали как реальный факт. Даже высшие церковные иерархи не сомневались в её достоверности.
Примечательно, что на основе этого предания возникла ещё более забавная легенда. Считалось, что новоизбранные понтифики якобы проходили специальную процедуру, в ходе которой они сидели на прорезном стуле и подвергались «специфическому осмотру». Таким вот экстравагантным способом католическая церковь защищала себя от повторения всяких неловких ситуаций в будущем.
3. Грустный кот-бард
Поговорим на вечные темы — о котиках. Удивительно, но в Средние века люди не воспринимали их как милых и прикольных домашних животных. Более того, их образ был скорее непривлекательным и отталкивающим. Например, в «Книге тонкостей различных естественных творений» XII века, составленной немецкой монахиней Хильдегардой Бингенской, о кошках говорится, как о существах подобных жабам и змеям. Как отмечает Хильдегарда, летом кошки облизывают ядовитых жаб и змей, восстанавливая таким образом свои жизненные соки. От этого облизывания они сами становятся ядовитыми.
Впрочем, кошки не сильно заботили средневековых людей. В Библии про них почти ни слова. А если чего-то нет в Библии, то этого практически не существует. Поэтому, если кошек и изображали, то, скорее всего, соотносили их с чем-то нечистым и демоническим.
Например, на данной миниатюре из французского часослова XV века кот предстаёт перед читателем как своеобразный символ греха. Он помещён рядом с псалмом Давида, в котором он просит отверзнуть его уста, чтобы воздать хвалу Господу. Кот же, видно, очень хочет воспеть кому-либо хвалу, но в силу своей природы просто не может этого сделать, вот и сидит печальный.
2 часть