Найти тему

Как Гендриковы два раза спасали царскую семью

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
фотография царского семейства в Тобольске.
фотография царского семейства в Тобольске.

Эти стихи, сочиненные русским офицером и поэтом Сергеем Бехтеевым, были пересланы с оказией в Тобольск, для находившейся там в заключении царской семьи.

Существует красивая легенда, что стихи эти сочинила в последнюю ночь перед казнью великая княжна Ольга Николаевна. По этому поводу популярный тогда поэт Ходасевич даже снисходительно отозвался: вот, мол, видно что писал непрофессионал, но задушевно.

На самом деле эти ( и еще четыре стихотворения) были присланы в письме от брата фрейлине Анастасии Гендриковой. А передать стихи царской семье просил приятель брата Анастасии, Александра, офицер Бехтеев.

Удивительно, как переплелись истории семьи императора и семьи фрейлины графини Анастасии Гендриковой!

Когда Настеньке было семь лет, ее отец, Василий Александрович Гендриков, оказался неподалеку от места покушения на Александра Второго - то самое первое марта 1881 года. Услышав два взрыва, граф Гендриков побежал к месту происшествия, поднял раненого царя и помог уложить его в сани. Затем стал на запятки, надел на Государя свою кавалергардскую фуражку и поддерживал его голову в поездке до самого дворца, где получил обратно свою окровавленную фуражку, которую хранил в семье как реликвию.

Анастасия Гендрикова: простое ясное лицо, спокойный и добрый взгляд, твердо сжатые губы и решительный подбородок.
Анастасия Гендрикова: простое ясное лицо, спокойный и добрый взгляд, твердо сжатые губы и решительный подбородок.

А в 1910 году семья уже следующего царя, Николая Второго, берет юную Анастасию Васильевну Гендрикову на службу - личной фрейлиной Александры Федоровны, жены последнего царя. Фрейлина - это не совсем прислуга, ее должность скорее была похожа на "бедную родственницу" - девушку без имущества, жившую в богатой семье на правах родной дочери, но при этом выполнявшей разные поручения "богатых родственников",

Фрейлины императрицы должны были безотлучно находиться при ней, по желанию ее Величества читать книгу, играть на музыкальном инструменте, сопровождать ее на прогулках, исполнять различные поручения, например передать что-либо на словах.

В 1917 году, когда царское семейство отправилось в ссылку, царица спросила, кто из слуг захочет добровольно отправиться с ними в изгнание, на правах члена семьи. Просто в такой момент даже царская семья не могла гарантировать тем, кто за ней последует, не то что жалования - даже свободы.

И Настенька Гендрикова добровольно и сознательно решила разделить судьбу тех, кого она уже привыкла считать своей семьей.

А в том самом письме со стихами Сергея Бехтеева, которая она получила от брата, было одно стихотворение, посвященное Николаю Александровичу "Боже, царя сохрани". Там были такие строки:

Гнусность измены прости
Темной, преступной стране;
Буйную Русь возврати
К милой, родной старине..

Очевидцы писали, что эти стихи тронули государя до слез и он переписал их в свой дневник.

А великая княжна Ольга переписывает те, пророческие - "Вдохни в уста Твоих рабов нечеловеческие силы молиться кротко за врагов"

По вполне понятным причинам (чтобы не спровоцировать преследование ЧК) Ольга Николаевна не написала имени автора стихов. С тех пор многие считают, что она сама их и написала.

Верная Настенька Гендрикова ненадолго пережила царскую семью: их расстреляли в середине июля 1918 года, а ее, также как и других царских слуг - в начале сентября 1918 года. Удивительно, но когда через несколько месяцев тела мучеников извлекали из ассенизационных полей (где их убивали) для захоронения, тело Анастасии Гендриковой казалось было совершенно не тронуто тлением - только на виске была страшная трещина от удара прикладом.

Последняя "свита" царской семьи. Анастасия Гендрикова - в центре  в простой шапочке.
Последняя "свита" царской семьи. Анастасия Гендрикова - в центре в простой шапочке.

А в 1981 году. ровно через сто лет после покушения на Александра Второго, когда рядом с царем оказался Василий Гендриков, его дочь Анастасия был причислена Русской Православной Церковью Заграницей к лику Святых Новомучеников Российских.