Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Что могут сделать родители, чтобы дети меньше сидели в телефонах

Оглавление

Страх общества перед тем, что современные технологии вредят детям, достиг предела. Многие родители прибегают к крайним мерам, они боятся, что из-за гаджетов дети теряют способность сосредотачиваться и добиваться успеха хоть в чем-то.

Если вы зайдете на YouTube, то найдете тысячи видео, на которых родители врываются в комнаты своих детей, отключают их компьютеры или игровые консоли и разбивают устройства на куски. Но вот чего большинство родителей не понимают: технология — это не проблема, и соблюдение строгих правил использования технологий — это не решение. Проблема — это то, что заставляет детей отвлекаться. 

У детей есть психологические потребности. Точно так же, как человеческое тело нуждается в макронутриентах, чтобы работать должным образом, психика человека имеет свои собственные потребности, чтобы справляться с возложенными на нее функциями. И когда дети не получают необходимые им "психологические питательные вещества", они в любом случае будут искать замещение — зачастую в виртуальной среде.

Если вы хотите вырастить ребенка со здоровым отношением к виртуальной среде, без зависимостей от нее, не забывайте удовлетворять три самых важных психологических потребности ребенка. 

Фото: Jaromir Chalabala / Getty
Фото: Jaromir Chalabala / Getty

1|| БЫТЬ АВТОНОМНЫМ

Это может показаться ужасным, но на самом деле это хорошая мысль — дать ребенку возможность самому контролировать свой выбор.

Два профессора психологии, Марсиэла Корреа-Чавес и Барбара Рогофф, долгое время изучали поведение детей майя из двух социальных групп — одни не получали формального школьного образования, а другие получали. Исследователи пришли к выводу, что дети из семей традиционного уклада, которые не ходили в школу или ходили в нее совсем немного, имели более устойчивое внимание и большую заинтересованность в достижении целей.

В
интервью NPR доктор Сюзанна Гаскинс, которая всю жизнь изучает народ майя, объяснила это тем, что многие родители майя дают своим детям огромное количество свободы. «В семье майя нет таких схем, когда родитель ставит цели перед ребенком, а затем наградами или наоборот наказаниями убеждает ребенка этих целей достигать. В семье майа ребенок ставит перед собой цель, а родители ее поддерживают, как только могут."

Большинство формальных школ в индустриальных странах — это антитеза месту, где дети имеют автономию и могут делать свой собственный выбор. В своем исследовании Рогофф отмечает: «вероятно, что ребенок теряют мотивацию и контроль над своим вниманием, если им все время управляет взрослый». 

Что могут сделать родители: вместо того, чтобы навязывать строгие правила в отношении таких вещей, как использование технологий, помогите своим детям осознать эти правила и прийти к ним собственными умозаключениями. Цель состоит в том, чтобы дать им самим понять, почему их экранное время должно быть ограничено. Чем больше вы принимаете решений вместе с ними, а не вместо них, тем больше они будут готовы слушать ваши указания.

-2

2|| БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В ЧЕМ-ЛИБО

Подумайте о чем-то, в чем вы особенно хороши. Может быть, в приготовлении вкусной еды или параллельной парковке в тесном пространстве. Компетентность — это здорово, не так ли? И это чувство растет вместе с нашей самооценкой и способностью добиваться успеха в жизни.

К сожалению, радость прогресса — чувство, которого почти нет у сегодняшних детей. Слишком часто детям дают понять, что они не компетентны в том, что они делают. Начиная с обычных дел по дому и заканчивая учебой в школе. Стандартизированные тесты, кстати, тоже вносят свой вклад в эту проблему, потому что в тестах не учитывается тот факт, что у разных детей разные темпы развития.

Если ребенок плохо учится в школе и не получает необходимой индивидуальной поддержки, он может начать думать, что достичь компетентности невозможно. Поэтому они перестают пытаться. Но потребность чувствовать себя компетентным никуда не пропадает. И поэтому дети обращаются к потенциально нездоровым выходам, чтобы испытать чувство роста и развития. 

Компании, производящие игры и приложения, создающие социальные сети, с радостью заполняют эту пустоту, продавая готовые решения для "психологических питательных веществ", которых не хватает детям. Набирать больше подписчиков, получать лайки, проходить новые уровни в игре... Все эти достижения обеспечивают ребенку чувство компетенции и от этого они чувствуют себя хорошо.

Что могут сделать родители: снизить нагрузку, уменьшить давление и ожидания от их академической или спортивной деятельности. Обсудите со своим ребенком, что ему нравится делать, и поощряйте его заниматься этим таким образом, чтобы он мог достичь определенного уровня компетентности.

-3

3|| ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВАЖНЫМ ДЛЯ ДРУГИХ

Как и взрослые, дети хотят чувствовать себя важными для других. Способность удовлетворять эту потребность (и одновременно развивать социальные навыки) сосредоточена вокруг умения играть с другими.

Однако в современном мире сама природа игры стремительно меняется. В то время как предыдущим поколениям разрешалось играть после школы и формировать тесные социальные связи, многие дети сегодня воспитываются родителями, которые ограничивают игры на свежем воздухе из-за преступников, уличного движения и хулиганов, согласно многочисленным масштабным опросам родителей.

Свободное игровое время детей с каждым годом сокращается, и это мешает им стать уверенными в себе взрослыми. К сожалению, эта нисходящая спираль не оставляет многим детям иного выбора, кроме как оставаться дома, посещать структурированные программы деятельности (кружки, секции) или полагаться на технологии для установления контактов с другими людьми.

Что могут сделать родители: дайте своим детям больше свободного времени для личного общения с ровесниками. Это поможет им найти связи, которые они так стремятся искать в интернете или через социальные сети.

Нир Эял (перевела Настя Морозова)

Об авторе: Нир Эял — психолог, писатель, преподаватель Стэнфордской высшей школы бизнеса. Он читает лекции о связи психологии, технологии и бизнеса. Его работы публикуются в таких изданиях как Harvard Business Review, Time, Psychology Today.