3
Всё дело в том, когó благодарят: того, ктó присваивает благодарность себе, не думая об Источнике, Которому обязан возможностью оказывать услуги; или того, кто знает и помнит, Кому он обязан, и без Кого, как понимает, не может никому ничем послужить. У первого любые благодарности в его адрес питают его самомнение; у второго благодарность поддерживает его связь с Дающим, Который оставит его, если он начнёт выдавать полученное за самодельное, — оставит, чтобы спасти его от самомнения.
*
Человек, исполняя должное, изнашивается, тратит силы, а значит напрягает волю, превозмогает себя, не даёт себе покоя, борется с собой, ненавидит себя за промахи, слабости, страхи, неверие, недоверие, подозрительность, привычки, и чтó же — он равен тому, кто всего этого не делает ? Оберегающий святыню и плюющий на неё — равны ? Нет, не равны. Но всё дело в том, что оберегающего святыню нужно хранить от гордости собой, а значит лишать его желанной и даже необходимой благодарности до тех пор, пока он не сольётся с Богом в единую Душу, после чего опасность гордости будет исключена.
*
Мирского, слепого, самолюбивого, обидчивого человека приходится благодарить ради его самомнения, то есть, по сути, благодарить не его, а его самомнение, не Истину, лежащую в основе всего, а маленького ограниченного себялюбивого ребёнка. Ибо мирской человек, кроме себя, никого в себе не видит, всё хорошее в себе признаёт только собою, объявляет лишь себя причиной всех исходящих из него благодеяний. Зато, когда делает явный промах или несомненный вред, то начинает выискивать причину в других, не желая причиной ошибки и вреда признавать самоё себя. Получается: за хорошее меня благодарите, за плохое не вините.
*
Божественного, прозревшего, видящего человека приходится благодарить как частицу Бога, которая уже не имеет ничего своего, у которой всё Моё — твоё, и всё твоё — Моё. Не поблагодарить слитую с Богом душу значит не поблагодарить Бога.
*
Ради покоя своей души нужно быть благорасположенным ко всем и благодарить всех и всегда. Ради пользы других душ нужно чувствовать или понимать, когда благодарить, а когда нет, ибо благодарность не всем или не всегда полезна. Без чувствования Отношения Бога к каждому человеку в разных условиях и обстоятельствах его жизни этого не распознаешь.
*
Истинная благодарность — это обдуманное, обчувствованное, оценённое и взвешенное отношение к тому, кто сделал что-то полезное и важное для нас, но несогласное его природе, нечто угнетающее, подавляющее, мучающее её, издевающееся над нею, подвергающее её физическим, духовным, душевным и нравственным пыткам. За подвиг, за преодоление себя, за терпение недопустимых лишений нельзя не благодарить, иначе не понятно, ради кого совершался подвиг — ради скотины, хама, твари, зверья, пустого места ?
*
Каждый человек знает, когда он сделал для других нечто особенное — то, ради чего пришлось перенапрягать себя, терпеть лишения, мучения, пытки; а когда сделал то, чтó ему ничего не стоило сделать. Но люди не могут этого знать и, как правило, благодарят за то, чтó было не трудно, а того, чтó было крайне тяжело и мучительно, вообще не видят.
*
Не оставайтесь должными никому ничем. — А кáк не оставаться должными ? Да так, чтобы даже тогда, когда, казалось бы, благодарить не за что, лучше поблагодарить, ибо, иди знай: а вдруг человек тайно преодолел и измучил себя ради меня, и я, не знающий об этом, останусь его должником.
*
Самое главное — не забегать вперёд и не запаздывать, а каждый день удерживать себя в границах своего духовного возраста и роста, чтобы знать, когда должны благодарить тебя, а когда должен благодарить ты. Ибо один должен кланяться тому, кому он служит; а другой обязан молиться за тех, кто послужил ему.
*
Одно дело, когда человек не знает, за чтó благодарить, и ему надо объяснить; а другое дело, когда он даже рад отсутствию объяснений, потому что не хочет благодарить, ведь благодарность требует не меньшего, а то и большего напряжения и усилий, чем благодеяние.
*
Нельзя не ценить, а значит не стремиться вознаграждать волевой труд людей, который всегда выражается в физическом напряжении с риском для жизни и здоровья, в безжалостности к своему телу и покою души, в терпении болей и болезней, в борьбе со своими пороками, слабостями и страхами, в подвигах воздержания и самопринуждения, в поисках ценных знаний и обретения полезных умений, в изготовлении множества средств и орудий для здорового творчества и жизненно необходимого ремесла, а также в хранении нравственной чистоты и терпении нравственной нечистоты других.
*
Зная, что люди ценят свой труд, мы должны относиться к их труду так же, как относятся к нему они сами, а порой даже ценнее, чем они сами, потому что многие простые люди не знают истинной цены своего труда, их приучили к неблагодарности, к обманам, воровству, грабежу, мошенничеству, и потому при случае их нужно хоть чем возможно порадовать и поддержать.
*
Нельзя не ценить и не вознаграждать труд людей. Но для того, чтобы ценить и вознаграждать его по Совести, нужно видеть его от начала и до конца во всех подробностях и с разных сторон. Цивилизованное же хамство, бессовестность, наглость, дармоедство, бездушное потребительство процветают именно потому, что цивилизованные, особенно городские люди не видят и не стремятся видеть трудов и трудностей других людей, и если бы за всякий труд им не нужно было бы расплачиваться деньгами, они вообще ничем не оплачивали бы его. Ведь это их мечта — чтобы всё было подешевле, подоступней, поудобней и вообще бесплатно.
*
С другой стороны, чем более велико благодеяние, чем более значительна его полезность и долговечность, тем менее оно видно большинству людей, а значит тем меньше можно надеяться на благодарность за него. Величайшее благодеяние в этом мире не заслуживает и слóва похвалы. И это поистине так. Ибо ктó здесь поблагодарит нас за то, что мы слушаемся Тебя ? Ктó это видит, ктó это знает, комý это нужно, кого это радует или обнадёживает ? Ведь это никому не покажешь, не расскажешь, мало того, это приходится и совершать и хранить в тайне, потому что только тайна испытывает бескорыстие нашего послушания, и только будучи совершаемо втайне оно приносит истинную пользу. Бывает, что послушание невольно проявляется в тех поступках, которые видны, но это ещё не значит, что они всем понравятся, ибо испорченному человеку больше по вкусу то, чтó ему вредит, а не то, чтó полезно, а значит благодарности опять не дождёшься.
*
Чем более животен человек, тем менее он видит то полезное, чтó для него делают.
*
Когда становишься частицей Бога, то благодарности можно не ждать, ибо Бог не может благодарить Самого Себя. Но отделённые друг от друга люди должны благодарить друг друга, чтобы оставаться людьми, а не превращаться в свиней.
*
Легко говорить творящему добро: «Не требуй и не жди благодарности». А чтó говорить тому, ктó безблагодарно принимает добро ?
*
Кáк много учителей бескорыстия, кáк мало учителей благодарности.
*
Одни считают, что будут более счастливы, если будут благодарны. Другие уверены, что счастье любит неблагодарных. Но это то же самое, что идти в поисках счастья только направо или только налево. А счастье всегда посредине и оно только в Воле Бога, Которая в нужный момент принуждает нас и к благодарности и к воздержанию от неё.
*
Для правильного развития тела, духа и души нужны и добро и зло, и приятное и отвратительное, и благодарность и неблагодарность, а значит кто-то в мире обречён на роль ходячей неблагодарности, как на более лёгкий жребий, а кто-то должен осознавать заботу Бога о людях и благодарить не только за себя, но и за других.
*
На фоне равнодушия Природы и хаоса цивилизации мы, в меру данной нам внимательности, отзывчивости и чуткости, замечаем и постоянно видим заботу о нас Невидимого Существа, заботу, которая всегда настолько уместна, своевременна и продуманна, что приписать её ”случайности” может только тот, кто просто не хочет быть обязанным Источнику этой заботы, кто боится дружить с Ним, слушаться Его и принимать Его попечение ради той цели, которой Он беззаветно служит, ибо цель эта — вечное благо всех, и она обязывает ко многому.