В течение дня ребенку необходимо выполнять не только вновь возникающие задачи типа разнообразных домашних заданий или похода в магазин за хлебом, но и ряд регулярных задач. Это могут быть зарядка, чтение, занятия музыкой, накрывание стола перед семейным ужином — словом всё, что ребенок должен делать ежедневно. Когда эти дела уже вошли в привычку, стали нормой поведения, делаются практически машинально — за их выполнением можно уже не следить. Иногда, правда, и привычные вещи забываются. А уж когда привычка еще только формируется, действия обязательно должны контролироваться, чтобы ребенок про них не забыл.
Вот посмотрите, как мы дома решили проблему с кормежкой черепашек (рис.2). У Дани две любимые сухопутные черепашки. Кормить их надо 1 раз в день. Иногда он забывает и не уверен, кормил ли сегодня их или нет.
Мы нарисовали табличку прямо на аквариуме с днями недели. Взяли липкую закладку (продаются в канцелярских товарах для школьников такие закладочки разных цветов) и прилепили ее на текущий день. После кормежки закладка в одно движение перелепляется на завтра. И если не уверен, кормил или нет, один взгляд на табличку все проясняет: если закладка осталась на текущем дне — значит не кормил, а если перенесена на следующий, значит уже кормил.
Некоторые регулярные задачи предполагают динамику. Например, когда ребенок только начинает отжиматься, у него получается отжаться, допустим, 10 раз. А ему очень хочется суметь отжаться 30 раз. В подобных случаях очень важно фиксировать результаты ежедневно, это будет реально помогать достижению нужных результатов.
Для контроля регулярных задач отлично работает магнитная доска, на которой фиксируются все ежедневные задачи детей (но гораздо лучше, если и детей и родителей). Выполненная задача отмечается либо «плюсом», либо числовым результатом (например, число приседаний во время зарядки, количество выученных иностранных слов, количество прочитанных страниц). Невыполненная задача отмечается «минусом».
На одном из наших тренингов слушатель Виктор Бельченко познакомил нас с графиком контроля регулярных задач, который он ввел у себя дома (рис.3). У него заведена магнитная доска, на которую выписаны регулярные задачи всех членов семьи. Это мама, папа и три сына, младшему из которых на тот момент было 2 года, но он попросил, чтобы его тоже включили. Помимо спортивных упражнений на доску вынесены и бытовые задачи: почистить обувь, помыть посуду, пропылесосить.
Спрашиваю, как вы ребят мотивируете?
— Если все намеченное за неделю выполнено, у нас запланированы очень интересные и содержательные выходные.
— А если нет, что же, всей семье выходных лишаться?
— Да нет, выходные идут по плану, но без какой-то изюминки, например, без захода в кафе-мороженое.
Марианна Лукашенко (из книги «Тайм-менеджмент для детей»)