Источник: Журнал "Загадки истории", 2017 г.
История противостояния
Юрий Андропов и Николай Щелоков - пришли в команду Брежнева практически одновременно, в 1966 и 1967 годах. Один возглавил КГБ, другой МВД. Казалось бы - разделяй и властвуй. Но с первых дней их взаимоотношения приобрели характер соперничества и личной неприязни.
Война между двумя министрами шла 16 лет. Как ни странно, черная кошка между главными силовиками страны пробежала из-за советской интеллигенции.
Коммунист до мозга костей, Николай Щелоков, давний друг Брежнева, тем не менее был завзятым театралом, поддерживал и защищал деятелей культуры (даже диссидентов!). Попросту мешал разборкам с неправильно, с точки зрения КГБ, мыслящей публикой. Это вызывало сначала раздражение, а потом и ярость первого чекиста СССР, зачастую Щелокову удавалось не только спасти людей благодаря близости к Брежневу, но и добиться признания их заслуг.
Казалось бы, совсем неплохой поэт Юрий Андропов не должен был так реагировать на действия министра, но он воспринимал это как покушение на функции и авторитет КГБ.
Последней каплей, видимо, стало обращение Николая Щелокова в Политбюро с официальной запиской в защиту Александра Солженицына («К вопросу о Солженицыне», 7 октября 1971 года).
Ведомственная революция
В чем Щелоков решительно и бесповоротно обыгрывал Андропова до поры до времени, так это в «пиаре». Лучшие писатели и режиссеры направили свое творчество на пропаганду органов внутренних дел. А в знак благодарности Щелоков содействовал выдвижению их работ на соискание государственных премий. Так, МВД выдвинуло на Ленинскую премию трилогию Сергея Михалкова «Дядя Степа» и на Государственную премию телесериал «Рожденная революцией» и роман Виля Липатова «Деревенский детектив». Благодаря преобразованиям Щелокова за деньгами и романтикой в милицию потянулась молодежь.
Андропов попытался ответить политическому конкуренту. Явно, что с его подачи был снят фильм «Амнистии не подлежит», по сюжету которого советский милиционер оказывается предателем, завербованным вражеской разведкой, а доблестные чекисты его ловят.
Щелоков от такого «антипиара» пришел в ярость и отправил гневное послание в ЦК со словами: «В качестве матерого врага советской власти, предателя Родины, резидента иностранной разведки в этом фильме выступает начальник районного отдела милиции. Вызывает справедливое возмущение не только злостное искажение облика работника милиции, но и очевидная фальсификация действительности.
В истории советской милиции не было случая, чтобы ее руководящий работник стал бы агентом империалистической разведки. Обращает на себя внимание вредная тенденция сюжета, которая фактически противопоставляет органы КГБ, разоблачившие предательскую деятельность работника милиции, органам внутренних дел».
В своем письме он закамуфлирован но словно бы говорил руководителю КГБ, что негоже ему перекладывать проблемы с головы больной на здоровую: именно сотрудники госбезопасности периодически вербовались западными спецслужбами. И ЦК его поддержал. Фильм запретили к показу, потребовали переписать сценарий и переснять заново. Однако в противостоянии с Андроповым это был лишь локальный успех.
Подковерные игры
В борьбе на политическом поле Андропов явно был гораздо более сильным игроком. А главное, он обладал более широким арсеналом действий. Щелоков явно мешал его целям, но до поры до времени - несильно.
В конфликте между КГБ и МВД большинство членов Политбюро, судя по всему, изначально заняли наиболее выгодную для себя позицию нейтралитета. Известно, что сторонниками Андропова были секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов и министр иностранных дел Андрей Громыко. Именно с их помощью Андропов и пришел к власти в СССР в 1982 году.
Теоретически можно предположить, что союзниками Щелокова были другие выходцы из Молдавии, которых Леонид Брежнев, как и Николая Анисимовича, перетянул в Москву. Константин Черненко стал заведовать общим отделом ЦК КПСС, Сергей Трапезников - отделом науки и учебных заведений. А Семена Цвигуна Леонид Ильич поставил первым заместителем Андропова, чтобы в этом ведомстве у него был свой человек.
В Политбюро не всегда присутствовало единство, особую независимость проявлял министр обороны СССР Андрей Гречко.
Похоже, он считал, что если уж Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев во время войны служил под его началом, то остальные члены Политбюро ему и вовсе не ровня. И усиление влияния в стране КГБ во главе со «штатским» Юрием Андроповым его раздражало.
В 1976 году Андрея Антоновича не стало. Маршал Гречко приехал после работы на дачу, лег спать и утром не проснулся. У его окружения эта смерть вызвала массу вопросов, поскольку они знали, что в свои 72 года министр обороны отличался отменным здоровьем, занимался спортом, регулярно играл в большой теннис.
Существует версия, что своенравному и надменному маршалу помогли «не проснуться» специалисты из КГБ. В 1973 году Юрий Андропов с подачи Брежнева вошел в состав Политбюро. Ходили слухи, что рассматривался вопрос одновременно с ним сделать членом Политбюро и Щелокова, но, видимо, министр внутренних дел в большой политике не был столь ценен, как председатель КГБ.
Для тайных операций «рыцари плаща и кинжала» годились гораздо больше, чем специалисты МВД, которые были «заточены» на решение совсем других задач. Именно в КГБ имелись тайные лаборатории, которые разрабатывали препараты, способные отправить человека на тот свет так, чтобы смерть выглядела естественной. Достаточно вспомнить, как они помогли болгарским товарищам ликвидировать в Лондоне диссидента и оппозиционного журналиста Георгия Маркова уколом зонтика.
Во всяком случае Юрию Андропову смерть Андрея Гречко была выгодна, поскольку освободившееся кресло министра обороны занял лояльный ему Дмитрий Устинов.
В 1976 году Леонид Брежнев пережил клиническую смерть и продолжал править, будучи уже больным.
И именно с этого времени начали происходить очень странные смерти и самоубийства в высшем руководстве страны.
Так же «лег и не проснулся» 17 июля 1978 года 60-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству Федор Кулаков. Весьма странно ушел из жизни первый заместитель председателя КГБ Семен Цвигун, женатый на сестре супруги Брежнева, Виктории Петровны. 19 января 1982 года он был на даче. Перед выездом на работу, когда он уже сидел в машине, офицер охраны сообщил, что Семена Кузьмича приглашают к телефону. Тот вернулся в дом - и застрелился... По официальной версии, Цвигун покончил жизнь самоубийством, поскольку был болен раком. Но сделал это действительно каким-то странным образом. И предсмертной записки не оставил.
Спустя шесть дней, 25 января 1982 года, скончался «второй человек в партии», секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Он лег в больницу на банальную диспансеризацию. Рассказывают, что в больнице Суслова пришла навестить дочь. Он ей сказал, что чувствует себя хорошо и завтра прямо из больницы поедет на работу. В это время лечащий врач принес какую-то таблетку. Михаил Андреевич эту таблетку проглотил и почти сразу после этого почувствовал себя хуже. А вскоре скончался от кровоизлияния в мозг. Говорят, что спустя месяц врача, давшего роковую таблетку, нашли в петле в собственной квартире. А освободившийся пост секретаря ЦК КПСС занял Андропов.
Неудивительно, если после этих смертей забеспокоился о собственной жизни Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. И в этой связи версия о том, что он составил заговор по аресту Андропова, имеет право на жизнь.
Заговор
В 2011 году в документальном фильме «Казнокрады. КГБ против МВД» была экранизирована любопытная версия. Согласно ей, после того как Юрий Андропов 26 мая 1982 года ушел с поста председателя КГБ СССР и сосредоточился на партийной работе, Леонид Брежнев начал обсуждать со старинным другом Щелоковым вопрос об устранении Андропова. И утром 10 сентябри 1982 года дал министру внутренних дел карт-бланш на его трехсуточное задержание для «выяснения обстоятельств антипартийного заговора». После этого по команде Щелокова с подмосковной базы в столицу двинулись три спец- группы для задержания Андропова. Однако якобы перед выездом некий подполковник милиции успел позвонить комитетчикам и предупредить их о начале операции. В результате милицейский спецназ в Москве был блокирован бойцами Группы «А» КГБ СССР. Причем на Кутузовском проспекте между противоборствующими сторонами произошло боестолкновение, результатом которого стали 10 раненых сотрудников обоих ведомств. Так что Андропов победил. А после того как спустя два месяца Брежнев умер, именно Андропов возглавил СССР.
Убийство на Ждановской
Невероятно, но факт: в многолетнем противостоянии двух крупных и влиятельных силовых структур СССР решающую роль сыграл портфель с едой.
Жирное пятно на всю систему МВД легло из-за нескольких сотрудников, позарившихся на портфель с едой.
25 декабря 1980 года заместителю начальника секретариата КГБ СССР майору Вячеславу Афанасьеву исполнилось 40 лет. Хотя он находился на больничном, но решил съездить на работу, чтобы отметить это событие с коллегами. Домой возвращался поздно вечером навеселе и с продуктовым набором, выданным на работе к празднику, в который входили палка копченой колбасы, банка горбуши, банка болгарских помидоров и бутылка водки. Подвыпившего Афанасьева задержали милиционеры Лобанов, Рассохин и Попов, дежурившие на станции метро «Ждановская». Хотя они сами были поддатые, но при этом чувствовали себя всесильными представителями власти. Вячеслав предъявил им удостоверение офицера КГБ, и по инструкции они вообще не могли его задерживать, но этим было наплевать на любые правила, особенно после того как заглянули к нему в портфель и решили, что выпивка и закусь им нужнее, чем ему. Как красногвардейцы в Гражданскую, они с пролетарской ненавистью отнеслись к задержанному «золотопогоннику» из элитного ведомства. И не просто реквизировали его портфель, но, можно сказать, «пустили в расход», со злобой забив его до полусмерти. Потом они, понятное дело, перепугались содеянного и позвонили своему начальнику майору Барышееу. Тот не придумал ничего лучше, как принять меры по сокрытию преступления своих подчиненных. Умирающего чекиста погрузили в служебную «Волгу» и вывезли к дачам КГБ у поселка Пехорка, где бросили умирать.
Эта история серьезно подорвала репутацию министра Николая Щелокова, тем более что, со слов сотрудников прокуратуры, его ведомство вставляло палки в колеса следствию, пытаясь прикрыть своих сотрудников. А еще этот случай окончательно расстроил отношения Щелокова и Андропова.
Расправа
В 1982 году, когда Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Юрий Владимирович Андропов, он инспирировал настоящую вендетту своему политическому сопернику. 17 декабря 1982 года, через месяц после смерти Брежнева, Щелокова сняли с поста министра. Отставка отнюдь не была почетной, после нее в отношении экс-министра началась проверка, пришлось покинуть госдачу и оплатить «Мерседес», полученный во время работы.
Не выдержав постоянного давления, жена Щелокова Светлана застрелилась 19 февраля 1983 года. 6 ноября 1984 года Щелоков был лишен звания генерала армии. 7 декабря 1984 года экс-министр был исключен из партии и лишен всех наград (кроме боевых).
10 декабря 1984 года Николай Анисимович выстрелил себе в голову из коллекционной двустволки, оставив два письма: одно - генсеку, другое - детям. Его предсмертная записка заканчивалась фразой: «С мертвых ордена не снимают»...