Прочитав «Двенадцать рассказов-странников», о которых напишу чуть позже, я поняла, что хочу больше Маркеса в моей литературной жизни. Не вопрос, спустя час на коленках лежат 543 страницы неспешного, но полного ставших обыденностью чудес, повествования. Для этой книги стоит выделить несколько дней, чтобы погрузиться надолго и с головой в маленький мир городка Макондо, затерянного в латиноамериканской глуши. Прототипом Макондо стал родной городок писателя – Аракатака.
Даже не буду пытаться в общих чертах пересказать роман, это будет выглядеть бредом сумасшедшей. Цыгане, французские проститутки, диковатая девочка, которая не может перестать есть землю, эпидемия амнезии и бессонницы, инцесты, пятилетний дождь и десятилетняя засуха, ребёнок с поросячьим хвостиком, которого съели муравьи.
Это история города от начала и до упадка, вековая история семьи Буэндиа. Сознания героев кипят, у всех разным: сумасбродными идеями, агрессивным вожделением, жаждой путешествий, ревностью. Маркес сплетает исторические события, быт городка и щедро приправляет это фольклором. Получается магический реализм, к которому я дышу не ровно.
Чудеса происходят – люди пожимают плечами и живут дальше, бок о бок с ними, как будто это само собой разумеющиеся вещи. «Сто лет одиночества» подмывает назвать книгой-оксюмороном – плавное повествование соседствует с острыми, задевающими до мякоти событиями и судьбами. Рядом с грешниками живут почти святые, рядом с предателями – герои.
Почему «Сто лет одиночества»? Буэндиа неприкаяны, они как будто отмечены печатью, обрекающей на одиночество. Семья разрастается, рождаются дети, но во всех живёт капелька тоскливого отчуждения и неспособности к единению.
Послевкусие – bittersweet. Упиваешься текстом, ранишься о маленькие трагедии героев, но остановиться не получается, да и не хочется. В общем, Маркес вам в руки, если ещё не знакомы, - самое время, он отличный собеседник.