В Бразилию я, как водится, попала случайно. Не буду утверждать, что залетела на метле. На самом деле, вполне банальным образом. Бразильцы тогда очень хотели нам поставлять побольше мяса, особенно куриного. И не только нам. Позвали группу журналистов со всего мира показывать товар лицом. Правда, начался очередной виток паники по поводу птичьего гриппа, поэтому дальше международной выставки в Сан-Паулу нас к местным производителям не пустили. Но некоторое представление о Бразилии - не той, что в песнях и рекламных проспектах про «рай для туристов» - составить получилось.
Сан-Паулу: южноамериканская Москва
Сан-Паулу - деловой центр Бразилии (но не столица, столица — Бразилиа). И самый большой город Латинской Америки и Южного полушария. По количеству людей и общей толкучке - один из немногих городов мира, сравнимый с Москвой. Официально в Сан-Паулу проживает порядка 12 миллионов человек (в Москве — 12,5 млн), вместе с пригородами — около 23 миллионов. Сколько там живет на самом деле, никто не знает. Как и в нашей дорогой столице.
Тем, кто считает, что в Москве жить невозможно, надо обязательно побывать в Сан-Паулу. Это сильно утешает - Москва начинает казаться очень чистым, уютным, безопасным и вообще милым городом. Можно даже полюбить собянинскую плитку — на ней бомжи не спят.
Сан-Паулу даже по характеру застройки очень похож на Москву. Пока нас везли из аэропорта в гостиницу, не могла отделаться от ощущения, что едем по МКАДу. Полное впечатление, что окраины города застраивали СУ-155 и компания. Такие же клонированные панельные многоэтажки. Надо напрячься, чтобы найти какие-то отличия, кроме встречающихся иногда пальм.
Из отличий - сильно развито вертолетное движение, что в огромном городе с дикими пробками, наверное, спасает. Небольшая взлетная площадка оказалась почти под окнами нашей гостиницы. Ночью там постоянно кипела жизнь - что-то непрерывно взлетало и садилось. Это несколько мешало спать, несмотря на наглухо закрытые окна.
Окна - отдельная история. С удивлением обнаружила, что из окна в номере не то что на метле нельзя улететь - оно вообще не открывалось. Никак. Это не было предусмотрено конструкцией. Да, кондиционер есть. Но как же так, чтоб не открывать окно? А проветривать как?
Почему проветривание не предполагалось, я поняла на следующий день, когда решила выйти прогуляться. Прошла метров 300, больше не выдержала. Во-первых, гулять оказалось негде. Кроме проезжей части с потоком машин и бетонных стен - ничего. То есть вообще ничего. Что-то похожее на парк я нашла, но он оказался закрыт. И выглядел своеобразно: был обнесен бетонной стеной с колючей проволокой. Что это действительно парк, я узнала из таблички на воротах, где было обозначено и расписание работы.
Во-вторых, воздух. К жуткому амбре от выхлопов примешивалась еще целая смесь каких-то запахов - от прогорклого масла до чего-то то ли стухшего, то ли сгнившего. Да, какое уж тут проветривание...
(К слову, в нашем отеле все было крайне цивильно и по-европейски. Тем сильнее был заметен контраст с окружающей действительностью).
Дальше гулять я уже отправилась на метро. Это - отдельное приключение. Те, кто видел метро Нью-Йорка, - так оно еще выглядит красиво, в Сан-Паулу в подземку в первый раз зайти реально страшно. Около входа - обязательное лежбище бомжиков (да, с соответствующими запахами), они в Сан-Паулу везде, кроме деловой части города. Обнаружился и еще один источник запахов. Это натыканные повсюду киоски, где продают некую местную снедь, что-то сильно зажаренное. Не знаю, на чем они там жарят, но мне от одного запаха этого масла стало плохо. А местные - ничего, разбирают, примерно как у нас шаурму у метро.
О хорошем. Несмотря на жуткий вид, метро в Сан-Паулу организовано прекрасно. К большим потокам народа оно приспособлено лучше московского. У нас в вагон заходят через одни и те же двери, что создает лишнюю толкучку. Там двери открываются с двух сторон - и пока с одной стороны толпа народа выходит, с другой - уже заходит. Одновременно. При этом заходящие и выходящие потоки не мешают друг другу. За счет этого все происходит быстрее. С окраины до центра - при московских расстояниях - можно доехать минут за 20. В Москве на аналогичный по расстоянию и количеству станций маршрут у меня уходит, как минимум, на 10-15 минут больше времени.
Продолжение следует.