В Джамбылской области, на юге Казахстана, бытовой конфликт неожиданно перерос в массовые столкновения. В конфликте, вспыхнувшем на межнациональной почве, к сожалению есть раненные и жертвы. Нападению подверглись представители дунган (народ в северо-западной части Китая, исповедуют ислам), предки которых, спасаясь от преследования маньчжуро-китайских властей, переселились в Киргизию и юг Казахстана в 19-м веке.
Бытовой конфликт, переросший сначала в драку, а затем в побоище со стрельбой и поджогами жилья, случился в местах компактного проживания дунганской диаспоры. Основные события развернулись вечером 7 февраля в селе Масанчи, где проживает 17 тысяч дунган из 40 тысяч всех проживающих в Казахстане. Как сообщил лидер дунганской общины Хусей Дауров, около трёхсот прибывших молодчиков принялись избивать жителей села и стрелять. В центре села были подожжен десятки домов. Подразделения ОМОН прибыли в зону конфликта только к утру. Силами полиции удалось нормализовать обстановку.
Министр внутренних дел Казахстана Ерлан Тургумбаев озвучил предварительные данные случившегося погрома: погибших - 8 человек, пострадавших - 40; сгорело более 30 частных домов, 15 магазинов, десятки машин; арестовано около 50-ти нарушителей порядка. Министр также убеждён, что к конфликту привели действия провокаторов, которые призывали к противоправным действиям, нападали на полицейских, устраивали поджоги. Расследование началось по статьям - убийство и организация массовых беспорядков.
Президент Казахстана Токаев назвал причиной межэтнических столкновений "хулиганские побуждения" неких провокаторов. Но по мнению казахских аналитиков - причина находится в устоявшихся межнациональных разногласиях.
Южные районы Казахстана заметно отстают в экономическом развитие от других регионов республики, а густонаселённая Джамбылская область считается одной из самых бедных в стране. Здесь почти не осталось свободных плодородных земель. Её жители с трудом могут устроится на работу или завести хозяйство. Поэтому в области давно назревали социальные противоречия, которыми могли воспользоваться некоторые деятели теневой экономики. На этот раз появился повод разобраться с конкурентами из дунганской общины.
Из истории известно, что дунгане как нация сложилась из социальной прослойки китайских торговцев и иностранных (преимущественно арабских) купцов, поэтому торговля для них является как бы национальной чертой. Живущие замкнутым анклавом, они жили побогаче своих соседей. Их зажиточность наверняка была раздражающим фактором для части населения титульной нации, которые не очень успешно устроили свою жизнь. Используя растущую неудовлетворённость местного населения, влиятельные конкуренты дунганских коммерсантов могли использовать такие погромы, чтобы расчистить площадку для своего бизнеса. Прецедент имеется - это Ферганские события в далёком 1989 году, когда в результате погромов туроки-месхитинцы вынуждены были бежать и спасаться за пределами Узбекистана. Думаю, что в многонациональном Казахстане этого не должно произойти. Если конечно власти будут вести разумную политику по отношению к нацменьшинствам.