☝ Все вниз, погружаюсь! Все вниз, погружаюсь! Все вниз, погружаюсь!
Так объявляет командир подводной лодки, находясь на мостике перед погружением. Почему три раза? Потому что он должен быть уверен на все 100, что в ограждении рубки (пространство между прочным и легким корпусом, которое при погружении заполняется водой) не осталось ни одного члена экипажа.
В противном случае, оставшийся на верху подводник отдраить верхний рубочный люк уже не сможет (отдраить можно только изнутри), а стучать по корпусу подводной лодки руками или ногами бесполезно.
В то время, когда командир находится на мостике (убеждается что на верху никто не остался), внизу на корабле старший помощник командира и механик (КБЧ-5) по докладам подчиненных занимаются ПОДСЧЕТОМ личного состава экипажа.
Итоговая цифра должна совпасть с числом списочного состава экипажа на выход в море (сколько фактически людей на борту).
👌 Спустившийся с мостика командир принимает доклад "старпома" о том, что личный состав полностью на борту, и только после этого даёт команду "ПОГРУЖАТЬСЯ"!
Это всё в идеале
😢 А по жизни бывает, что кого-то не могут сразу найти (нередки случаи, что моряк-подводник где-то крепко спит в отсеке и сигнал тревоги перед погружением не слышит) или неправильно сделают подсчёт людей - цифры не сходятся.
Иногда, неразбериха в подсчете бывает, когда кто-то несет дежурство (нештатное) на камбузе. В этом случае он находится не в своем отсеке (в котором должен находиться по боевому расписанию), а в том, где находится камбуз.
Случается, что командир отсека или командир подразделения произведет ложный доклад в центральный пост (докладывают, что личный состав 100%, при этом, фактически не видя своего подчиненного или не получая его личного доклада по средствам связи о занятии места по "Тревоге").
🙏 Но, всё-таки, при наличии нормальной организации службы, подводная лодка не погружается, пока командир не будет ПОЛНОСТЬЮ УВЕРЕН, что весь его экипаж на борту.
Хотя, были случаи, когда члена экипажа "забывали" на верху.
✋ Как рассказывают некоторые ветераны подводного флота, в 90-х на Северном флоте, один такой подводник (кажется, боцман) при срочном погружении подводной лодки «умудрился» остаться в ограждении рубки.
Чтобы спастись, он вцепился в поднятый перископ и начал закрывать верхнюю призму выдвижного устройства. Командир в центральном посту, глядя в перископ, вместо надвигающейся волны, вдруг обнаружил перекошенное лицо своего боцмана. Лодка очень, очень быстро всплыла в надводное положение и подводник был спасен!
✔Но это, наверное, из области морских баек...
А реально, трагический случай произошел на Северном флоте в 2015 году на пл "К-117" (с экипажем "К-18") во время выхода в море - старшего мичмана Шиманского «забыли» при погружении в ограждении рубки.
Мичман просто поднялся поговорить по мобильному телефону перед погружением.
Надо сказать, что пространство в ограждении рубки довольно большое, много всяких ниш, "закутков". С мостика мало что просматривается визуально. Затеряться довольно легко.
Лодка погрузилась для выполнения учебных задач в районе боевой подготовки, несколько часов находилась в подводном положении.
Когда "К-117" всплыла в надводное положение, в ограждении нашли лишь безжизненное тело военнослужащего.
🚩 Судя по материалам расследования, основными причинами трагедии стали фиктивный доклад непосредственного командира подразделения Шиманского (командира группы) и игнорирование командиром подводной лодки информации (поступившей непосредственно перед погружением) о том, что на борту отсутствует один военнослужащий.
Всё это, и ряд других причин, привело к тому, что в мирное время погиб подводник.
☝ Не просто так ведь, не для красного словца говорится, что "Море ошибок не прощает".
И не совсем верно всем известное выражение: "А куда ты денешься, с подводной лодки?".
Кому статья понравилась прошу палец вверх 👍