Здесь лежит Часть 1, но она к прочтению строго не обязательна, так как содержит затянувшиеся предисловие и прочие мысли автора.
Часть 2
Как мы знаем, не прошло и двадцати лет после окончания Первой Мировой Войны, как Германия сделала второй подход к снаряду. И перед Кригсмарине встал все тот же проклятый вопрос: «Как выбить трезубец Нептуна у Британской империи?». Поскольку после Версальского мира немецкий флот основательно обкорнали, вопрос о генеральном сражении на повестке дня не стоял. Поэтому естественным образом мыслители Кригсмарине вернулись к старой мысли - рейдерскими операциями обвалить снабжение Англии по морю и тем самым забороть их. На этом и порешили.
Однако острым образом вставал вопрос, какими собственно силами выполнять эти блестящие замыслы.
При описании последующих событий невольно и несколько неожиданно вспоминается бессмертные слова Артура Переса-Реверто: «Невозможно потерять за день пятнадцать тысяч чемоданов в одном аэропорту, даже если все его служащие сознательно поставят перед собой такую задачу. Такого не может быть ни в одной стране мира — даже третьего мира. Только в мадридском аэропорту «Барахас». Что бы ни говорили эти зануды-пассажиры без чувства юмора, подобное под силу только незаурядным личностям. На это способен лишь человек, ощущающий истинное призвание к подвигам такого рода, обладающий опытом, ловкостью и решимостью. Не так-то просто взять да и потерять багаж стольких пассажиров, в один момент превратив главный аэропорт страны в международное посмешище. Для этого понадобятся служащие, преуспевшие в благородном ремесле биения баклуш, терминалы, больше похожие на муравейники, спящий на ходу персонал, организации, призванные защищать права пассажиров, но пекущиеся лишь о своих собственных, бессовестные руководители, информационная сеть, в которой дырок больше, чем в жилище боснийца после артобстрела».
Примерно такой же бардак был визитной карточкой Третьего рейха, что не помешало однако ему нанести миру такие последствия, которые мы расхлебываем до сих пор.
Применительно к проблеме рейдерских операций Кригсмарине стало перед выбором какими средствами их проводить.
В повести Пикуля «Реквием каравану PQ-17» эту ситуация художественными средствами была описана следующим образом: « Гросс-адмирал Эрих Редер был сторонником крейсерской войны на широких океанских театрах. Адмирал Карл Дениц являлся яростным, убежденным апологетом войны подводной. Между этими двумя доктринами крутился на сухопутье Гитлер, пока не понимая, кому верить — Редеру или Деницу?».
Но на самом деле особо выбора не было и тот же Редер активно пробивал и строительство подводного флота. Беда была в том, что к началу Второй Мировой Войны в составе Кригсмарине было только 57 подводных лодок, из которых для действий на океанских просторах годилась меньшая часть.
Так что все это напоминало покушение с негодными средствами.
И поэтому в море отправили все что плавает – подводные лодки, надводные корабли и вспомогательные крейсера. Под последними понимались торговые суда, которые довооружались некоторым количеством вооружения, которое удалось нашарить по складам и прочим интересным местам, после чего под видом кораблей нейтральных стран отправлялись на океанские просторы заниматься уничтожением торговых судов противника. Вооружение естественно размещали скрытно. Попутно такие корабли могли служить (и служили) так называемыми «дойными коровами» для подводных лодок, то есть являлись для последних заправщиками в открытом море. На вспомогательные крейсера в качестве экипажа отправляли разных интересных личностей, которые не ужились на основных плавсредствах, были с них списаны, призваны из резерва или непосредственно с торгового флота. Это в целом наделяло их некоторыми раздолбайскими чертами характера и мышления, но в той же мере делало их действия несколько нешаблонными.
Одним из таких вспомогательных крейсеров был «Корморан», в девичестве торговое судно «Штейермарк», известный также как «Судно №40» и «Рейдер G», а также Роза Концленбоген и Анастасия Понияд. Корабль имел водоизмещение 9500 тонн, имел скорость в 18 узлов и имел дальность плавания экономическим ходом 70 000 миль.
В качестве вооружения новому крейсеру Кригсмарине выдали:
· орудий 150-мм - 6 шт.
· орудие 75-мм - 1 шт.
· орудий зенитных 40 мм – 4 шт.
· непонятных орудий 37 мм – 2 шт.
· орудий швейцарских зенитных нейтральных 20 мм = 5 шт.
· аппаратов торпедных - 6 шт.
Помимо этого выдали порядка 300 мин, два самолета-разведчика «Arado» Ar-196 и пилотов-камикадзе (европейская версия). Экипаж состоял из 18 офицеров и 391 матроса. Командовал рейдером фрегатенкапитан (на наши деньги кап-два) Теодор Антон Детмерс, 1902 года рождения.
Стартовал вспомогательный крейсер 3 декабря 1940 года из Киля и сразу же приступил к пиратству на потребу своей черной душе. Примерно за год похода в Атлантическом и Индийском океане «Корморан» потопил или захватил 11 судов общим тоннажом порядка 70 тысяч тонн.
Помимо этих мероприятий «Корморан» наносил вред также и иным способом, а именно дозаправлял подводные лодки и довооружал их из своих запасов. Несколько раз рейдера пытались перехватить, но успеха не имели. Но как говорится сколько веревочке не вится...
В ноябре 1941 года «Корморан» в свою очередь полнил запасы с «дойной коровы» и пошел к берегам Австралии. Однако 19 ноября 1941 года удача отвернулась от Детмерса. 19 ноября 1941 года в 16 часов вахтенные сигнальщики доложили о появлении на горизонте дыма. Небо было ясное, видимость на миллион. По справочнику опознали силуэт приближающего противника. К вспомогательному рейдеру двигался корабль Британской империи HMS «Sydney».
Продолжение следует… --- Часть 3.
Собрание сочинений:
Забытое сражение русско-японской войны
Как убить себя об стену или тяжелая битва за остров Кыска
Харьковские приматы против гестапо
Модный приговор к каторжным работам
Чудо в отдельно взятой воинской части