Сегодня практически каждый старшеклассник желает в будущем стать студентом вуза. Однако в подавляющем большинстве это желание не отражает тягу к знаниям, которые там преподают. Скучающие лица студентов в университетских аудитория – это неизбежное следствие массового спроса со стороны как простых людей, так и работодателей на наличие диплома как показателя статуса.
Поскольку в вузы приходят не за знаниями, а за дипломом, во многих вузах реального интереса к преподаваемым дисциплинам у студентов нет. Они изначально не испытывали ни к чему интереса и понимают, что их будущим работодателям их вузовские знания тоже не будут нужны. Бизнесмены от образования это понимают и приспосабливаются к этим общественным настроениям. Результатом стал бум высшего образования в последние два десятилетия, причем как правило по востребованным специальностям, – экономике, праву, управлению, – в которых очень легко имитировать образование и науку.
Однако работодатели постепенно начинают понимать, что к чему, и обычный диплом для них уже все реже служит сигналом. Теперь все важнее становится не просто наличие диплома, а то, какой именно вуз ты окончил. Причем важно это не потому, что для работодателя важны знания по философии или высшей математике. Когда речь идет о вузах с серьезными требованиями, сигналом зачастую является то, что человеку удалось "дожить" до получения диплома. Интуитивно предполагается, что если молодой человек прошел естественный отбор в изучении бесполезных дисциплин, то точно так же он сможет пройти такой отбор и в освоении навыков, которые необходимы для работы.
В результате роль вузов сводится к тому, чтобы служить фильтром, через который смогут пройти потенциально ценные работники.
Если же говорить о вузах как источнике знаний, а не как о простом фильтре, современные технологии постепенно забирают у них те функции, которые они традиционно выполняли. Даже если молодой человек и хочет получить знания, сегодня он может прекрасно в этом обойтись без всякого вуза. Многие университеты формируют курсы видео-лекций со всеми прилагающимися материалами, необходимыми для освоения соответствующих дисциплин. Таким образом, вузы сами избавляют людей от необходимости в них.
Однако, все это касается изучения общих и устоявшихся дисциплин, типа матанализа или микроэкономики. Все же, что находится на переднем крае науки, техники и управления, и еще не устоялось, по-настоящему может быть передано только от учителя к ученику. Правда, это могут обеспечить только те вузы, где есть такие учителя – ученые, обеспечивающие прогресс в своей области. Наличие таковых как раз и отличают Гарвард или наши МГУ и ВШЭ от "фабрик дипломов", расплодившихся в постсоветское время по всей стране.