Продолжение беседы о кораблях …
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Эти строчки ничего Вам не напоминают из детства?
«Аврора» ... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось! – небольшой экспромт. ":)"
И так …
Крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана» Российской Империи, символ наступления Советской эпохи, надежды, героизма и потрясений; участник трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной; объект культурного наследия; единственным в нашей стране дважды орденоносный корабль — Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции — изображены на кормовом Андреевском флаге и это все о прекрасном крейсере «Аврора».
Ах «Аврора» … Это судно служит уже более 120 лет, хотя сам корабль уже выведен из состава флота: в виде исключения легендарный крейсер сохранил статус военного корабля — самого долгоживущего в отечественном флоте.
Официальная закладка крейсеров типа «Диана» была произведена 23 мая (4 июня) 1897 года. Первую торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича Романова (четвёртый сын Александра II, последний генерал-адмирал Российской империи).
При спуске на воду присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи.
В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении.
К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса.
Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.
В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону.
И…. барабанная дробь.
Никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом, штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего.
Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.
Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов.
При блокаде Ленинграда, в период Великой отечественной войны, Крейсер провёл большую часть времени на грунте после очередной бомбежки, а боеспособным на нем оставалось всего одно зенитное орудие. Но флаг «Аврора» не спускала, из-за чего и подвергалась регулярным немецким обстрелам.
После окончания войны крейсер решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и как учебный корабль новообразованного Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
Пока шел ремонт, крейсер успел сняться в кино: ему отвели роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме.
"После съемок корабль вернулся к ремонтной стенке, от которой он окончательно отошел только осенью 1948 года: 17 ноября крейсер занял место постоянной стоянки на Большой Невке.
Дальнейшая судьба знаменитого корабля была куда спокойнее всей его предыдущей службы. Многочисленные ремонты мало что оставили от его первоначального вида, и в итоге это дало специалистам основание утверждать, что нынешняя «Аврора» не имеет почти ничего общего с тем, чем она была в начале ХХ века.
Постепенно крейсер все больше становился музеем и все меньше учебным судном, взамен боевой истории приобретая легендарно-революционную.
Современные «нравы» и реалии смогли наложить тень на этот важный памятник нашей истории. Наплевав на историю и память народа в ночь на 6 июня 2009 года на символе революции проходила торжественная презентация журнала «Русский пионер», в ходе которой гости ПЭФа и чиновники как городского, так и федерального уровня позволили себе в гостях у олигарха Прохорова неформальный отдых. Начальник музея уверяет, что разрешения на это торжество не давал (Кто бы сомневался).
Среди гостей вечера оказался полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе И. И. Клебанов, министр экономического развития Э. С. Набиуллина, губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко. После возникшего скандала корабль для подобных празднеств закрыли, изредка устраивая на его борту благотворительные концерты. Ни один из организаторов и гостей «вечеринки на Авроре» не был привлечён к ответственности.
И 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея.
Жаль символа былой эпохи, от которого осталась одна лишь тень…
Если Вам понравилось, ставим лайк! Если у Вас свое мнение оставляем комментарий!