В развитии двигателестроения основная цель, это и улучшение эксплуатационных характеристик двигателя, таких как экономичность, удельная мощность, экологичность, надёжность и долговечность, правда если взглянуть на современные поделки некоторых автоконцернов, особенно в легковом сегменте, последнее вызывает, так сказать, некоторые сомнения, ну да ладно, благо ещё остались сегменты куда маркетологи не успели добраться, это тяжёлые дизели. В этих двигателях, особенно с введением всё новых и новых норм экологии, было внедрено большое количество новшеств и технологий, для снижения расхода топлива, уменьшения вредных выбросов и повышения удельной мощности, грубо говоря, для повышения КПД, казалось что дальше двигаться не куда, тут на помощь пришла уже существующая технология, установка на двигатель "турбокомпаунда", а точнее силовой турбины. Применение такой турбины было опробовано и отработано в поршневых авиадвигателях (и не только на них) . Термин турбокомпаунд, к нам пришёл из английского языка, со словом turbo и так всё понятно, а compound переводится как : составной, сложный, комплексный; turbo-compound engine (у нас такие двигатели раньше назывались комбинированные).
В чём же принцип такой технологии, теоретически он довольно прост, выхлопные газы покидая турбокомпрессор, имеют ещё достаточно много энергии, эта энергия и используется для раскручивания рабочего колеса силовой турбины, на современных дизельных двигателях она вращается порядка 50-60 тыс. об/мин, этот вращающий момент, через понижающий редуктор и гидромуфту, уже с оборотами 1900-2000 об/мин передаётся на коленвал двигателя, гидромуфта нужна для сглаживания изменений частот вращения турбины и коленвала.
Что-же всё это даёт в итоге ? А даёт, ни много-ни мало, прирост КПД на 4-6 %, со всеми вытекающими. Уменьшается расход топлива, двигатель становится более "эластичным"( максимальный крутящий момент реализуется на более низких оборотах, и во всём диапазоне он более плавный и постоянный), надежность и долговечность цилиндро-поршневой группы, а так-же возрастает удельная мощность. Вот пример, у двигателя Scania DT1202 образца 2001 г., после установки турбокомпаунда, увеличилась мощность с 420 л.с.(DT1201) до 470 л.с. , номинальная мощность выросла на 12%, а максимальный крутящий момент на 10%, при одинаковом минимальном удельном расходе топлива 192 г/кВт.ч. .