Глава 16
Председателем сельпо в то время работал Галкин Яков Григорьевич, принадлежавший к старой партийной номенклатуре, но являвшийся меж тем политически грамотным.
Все три председателя прошли дорогами войны, принимали активное участие в становлении Советской власти на селе. У Семелёва было среднее образование, у Червякова – начальное. Все трое по образовательному уровню уступали молодой поросли, и должны были уступить ей дорогу. Но Семелёв продержался на посту председателя колхоза до 1972 года. Два остальных председателя в начале шестидесятых оставили свои посты, и ушли на понижение: Червяков – завхозом в Тештелимский дом инвалидов, а Галкин уехал поднимать целину.
Пишу об этой троице не потому, что они очень яркие личности, а потому, что они оказывали влияние на работу педколлектива и материальную базу школы.
К моему появлению в школе, в коллективе сложилась не совсем здоровая обстановка: многие учителя были не довольны руководством школы, в основном, директором Ларьковой Марией Ивановной. Условия работы школы были крайне неудовлетворительными: не хватало ученических мест, занимались в две смены, не хватало тепла, классные комнаты освещались керосиновыми лампами, которых тоже недоставало, коридоры во вторую смену освещались очень плохо, что не могло не сказываться на дисциплине во время перемен. Учителя снабжались некачественным топливом – торфом. Дров не было потому, что не хватало транспорта для вывоза их из лесного массива.
Всё это вызывало раздражение среди учителей. Недостатки эти были мне хорошо известны ещё по работе в райкоме партии. На почве этого недовольства поступали всякие анонимные письма в вышестоящие инстанции, в которых складывалось впечатление, что руководство школы не справляется со своими обязанностями. Назревала смена руководства; директор это хорошо понимала, но поправить дело не могла. Мне хотелось защитить Ларькову, но я не представлял, как это можно сделать, и решил не ввязываться в эту грязную возню. Мне хотелось быстрее окончить университет, а там видно будет, где работать.
Первые месяцы работы в Ново-Девической школе мне казалось, что я нахожусь в отпуске. Работать приходилось только в первую смену. Отработав положенные часы, во второй половине дня мы были уже дома. Мне не надо было заботиться тем, где и как пообедать, как это бывало ранее в райкоме, когда я часто ходил обедать в столовую. Мне и теперь ярко припоминаются те столовские блюда, которыми там потчевали. При этом, дома было всегда тепло и уютно, чего так не хватало на моей прежней квартире.
С моим переходом на школьную работу полностью изменился весь уклад нашей жизни. Вместе с женой мы готовились к урокам, в свободное время часто ходили в кино или готовились в экзаменационной сессии в университете. Дети наши было ещё совсем маленькими, в школу не ходили, но дома уже нас не обременяли – больше общались с бабушкой и крёстной. А Саша был пока только в проекте. Перед нами стояла одна очень важная задача – быстрее закончить университет.
Экономика страны росла очень быстро, но отсталость, накопленная веками, не могла быть преодолена за год-два. Главное было – накормить людей хлебом, при этом, не только чёрным, но и белым. И эта задача была решена. Целинные земли в 1956 году дали невиданный урожай, что позволило повсеместно обеспечить людей белым хлебом.
В нашей семье был полный достаток: хватало мяса, молока, сахара и хлеба. Белый хлеб мы пекли сами из качественной крупчатки. Из круп в наличии были гречка, рис и пшено.
Одним словом, все наши жизненные проблемы были решены, и мы готовились к расширению жилой площади. Для этого уже был сделан сруб для пристроя, и теперь предстояло готовить деньги для железной кровли и материалы для строительства надворных построек. Это были не лёгкие, но выполнимые задачи. Главное, мы были молоды, полны настойчивости и упорства, как для обустройства своего быта, так и для совершенствования мастерства на работе. Мы жили надеждой, верой в то, что завтра будет ещё лучше. По тем временам, мы неплохо одевались, питались, имели собственный уютный дом, работу, за выполнение которой неплохо платили. Мы были первыми людьми на селе, на нас равнялись. А ведь лучше быть первым в деревне, чем последним в городе. Такого мнения я придерживался в конце 50-х и начале 60-х годов, и мне кажется, этот принцип не утратил своего значения и теперь.
В семье у нас царили мир и дружба, подрастали наши девочки Нина и Галя. Росли они крепкими, здоровыми и умными детьми. Нине было уже пять лет, она самостоятельно ходила в Ново-Девиченскую сельскую библиотеку, подбирала себе детскую литературу для чтения, а Галя тянулась за ней. Обе они знали множество стихов и хорошо читали их наизусть. Галя до трёх лет не выговаривала букву «р», интересно и смешно картавила. Нашим детям все завидовали. Нину зимой я учил кататься на коньках. Только у неё одной в округе были коньки с ботинками. Одевали мы своих детей по-современному: у Нины и Гали было хорошие пальто и меховые шапки.