- Не придумывай, - говорю я мужу в телефон. - Я без вещей. Прекрасно сама доеду... Ну ладно, неудобно разговаривать... И я тебя... Пока...
В аэропоту рядом со мной сидит женщина.
Красивая, стильная.
В возрасте, который принято называть "в возрасте", без цифр.
Она слышала мой разговор.
- Зачем ты его не пустила? - спросила она тоном учительницы, слегка недовольной результатами контрольной.
У нее хриплый прокуренный голос.
- Куда не пустила? Кого?
- Не разрешила мужу встретить себя.
- А. Да зачем? У меня легкий чемоданчик. А дел дома всегда полно. Нет смысла его гонять.
- Бережешь его? - спросила она строго.
- И это тоже.
- Не надо. У него мама есть, пусть она бережет. Я тоже совершила эту ошибку в свое время. Берегла мужа. Все тянула сама. А он... Он сначала восхищался. Потом благодарил. Потом воспринимал как должное. Потом забывал сказать спасибо. А потом уже не делал даже то, что надо, даже после просьбы. А потом стал бывшим мужем.
- Ну, у всех по-разному.
- Считаешь себя избранной? - усмехается женщина.
- Нет. Просто пытаюсь жить своим умом. Иногда чужое счастье очень жмёт мне. А чужое "лучше" совсем не означает "лучше" для меня.
- Мудро. Но все равно невозможно жить в социуме и не подглядывать за другими. Я вот сейчас за тобой подслушиваю. А как не подслушивать в метре от себя чужой разговор? Отключить себе слух?
- Я тут летела с картинами и цветами, не тяжело, но объемно очень, и попросила мужа встретить. И он, конечно, встретил. Или вот однажды, из-за погоды, приехала домой на сутки позже. Тоже встречал, но тут просто потому что соскучились. Я к тому, что у меня нет опыта, когда я с чемоданами прошу меня встретить, а он отказывает с формулировкой: "Ты что, забыла номер такси?" Думаю, меня бы это сильно заставило бы задуматься. Но пока такого страха нет, потому что не обожглась. Бояться в теории не получается. Это как обстреливать местность в ожидании противника, тратить патроны, но внутри даже не верить, что идет война.
- Какая молодежь нынче интересная. Какая-то с младенчества разумная. Индиго.
- Это я-то молодежь? Спасибо. Мы просто не стесняемся рефлексировать. Индиго - это псевдонаучный термин. Я недавно гуглила. Индиго вообще-то краситель для джинсовой ткани, а не сверхспособности человека.
- Гуглила... А мы выросли - и ничего не гуглили. Я впервые что-то погуглила лет в 45 или 50, - говорит женщина. - В моих глазах мир немножко сошел с ума. Дети вон с семи лет зарабатывают больше взрослых - вчера передачу про блогеров смотрела. Мужики играют в игрушки... У меня дочь с мужем развелись из-за игр...
- Игромания? Это очень сильная аддикция...
- Не знаю такого слова "аддикция". Знаю слово "бездельник".
- Аддикция - это зависимость.
- А, ясно. У зятя бывшего была аддикция от кровати и игр компьютерных... Развелись знаете из-за чего? Хохма.
Зять после работы играл в игры, по сети как-то. Люди сидят в разных домах, в разных городах, но играют в одной команде. У него даже стоял будильник, и каждые полчаса надо было заходить в игру и что-то там делать, драться с кем-то. Он говорил, что это его отвлекает, отдыхает он. "Шахтер", блин. Я бесилась страшно от того, что дочь молчит. Типа, нормально, что взрослый мужик в планшет пальчиком тычет. Она мне говорила: "Не лезь". А он говорил: "Я же не бухаю в гаражах. Мне же надо как-то расслабляться". Я не лезла.
Однажды он пылесосил, и сработал будильник. Он не услышал, а дочь услышала. И сбросила будильник. Потому что пылесос важнее. И мужу не сказала, не позвала. И в итоге обрушился накопленный результат его игры. Глупой игрушки. Там важно было тыкать именно каждые полчаса. И он не простил. Сказал, что это последняя капля. Я даже поверить не могла. Ну кто разводится из-за компьютерной игрушки? Думала, может, баба есть дополнительная... Ну кто разводится из-за планшета? Вот ты можешь себе представить такое?
- Ну, я сужу со своей колокольни, и быть адвокатом дьявола совсем не хочу. Но возможно, игры не причем. Может, проблема в том, что дочь обнулила его результат, пусть и в глупой игре, потому что взяла и расставила приоритеты в чужой жизни сама. В ее жизни уборка была важнее игры. А в его - игра важнее уборки. Можно же было прерваться, поиграть, и продолжить.
- Сама себя слышишь?
- Ну, я пытаюсь сказать, что тут история про недокоммуникацию. Про то, что людям важны разные вещи. Ваша дочь так сделала не потому, что хотела его обидеть. Я потому, что хотела чистый пол. А он...
- А он говорил, что нет поддержки. Но мужчины часто путают поддержку с одобрением их ошибок, - заметила женщина.
- А разве поддержка не подразумевает одобрение?
- Иногда да. А иногда поддержка - это правда. Сказать в лицо дураку, что он дурак. Взрослому дядьке сказать, что пора выходить из песочницы.
- Больше похоже на разоблачение, а не на поддержку.
- Это больно, но иногда нужно причинить боль, чтобы спасти. Лекарства обычно горькие, но спасают.
- Мне кажется, чужая правда, насильно вылитая на голову ледяным душем, это не поддержка. Даже если ее цель спасти, это же ваша цель. Тот, кого вы спасали, вообще не просил его спасать, не ощущал себя в беде. В его глазах такое спасение выглядит ненормальным. Шел себе дядя по жизни, подбежали тёти плеснули ведром холодной воды... Спасать нужно по запросу, мне кажется.
- Твой муж обижает тебя? - спрашивает Лилико. Ее зовут Лилико. Какое имя!
- Скажем так, он, конечно, совершает иногда поступки, от которых мне больно. Но я редко выбираю обиду...
- То есть злоупотребляешь прощением?
- Скорее отзываю претензии до того, как успею их высказать. Я исхожу из того, что плохих поступков он не совершал. Он совершил просто поступок. Это я оцениваю его как плохой. А он оценивает свой поступок как нормальный. Поэтому любой повод для обиды - это по сути недокомпромисс.
- Вот. Вот умные все такие. Продвинутые. И интересно с вами, и страшно. Мой внук в семь лет знаешь чего боится?
- Чего?
- Что гравитация коротнёт.
- Чтоооо?
- Однажды дома было короткое замыкание, много приборов работало сразу, и коротнуло. И сгорел кухонный комбайн. Его это прям поразило. А потом он читал про земное притяжение. Понял, что люди ходят по земле, потому что Земля их притягивает. И вот он теперь боится, что земля коротнет и все люди ссыпятся в космос.
- Боже, какая прелесть! Лилико, подарите мне этот страх. И вообще разговор. Он просто чудо.
- Угощайся, деточка. Когда-нибудь, Альцгеймер или деменция распотрошат мой мозг, растащат слова с выдранными буквами по норам... А пока этого не случилось, угощайся...
Я угостилась, получила удовольствие, и пошла на посадку.
Домой пришла, смотрю - сын за компом сидит.
В меня вселилась Лилико, и я ворчливо говорю сыну:
- Сколько можно торчать в этих играх, хватит, ты уже взрослый, пора поделать что-то полезное...
А оказалось, сын учит "соло на клавиатуре", чтобы уметь печатать не глядя, и он молодец. А я зря его ругаю, и глупо выгляжу со своим холодным душем, спасающим человека, который не нуждается в спасении.
Все-таки, каждому нужен свой опыт.
И свои страхи.
И своя жизнь.
И это прекрасно.
Только бы гравитация не коротнула...