Прежде чем говорить о русской национальной идее, следует ответить на вопрос – чего недоставало, что было плохо во всех предыдущих русских идеях? Что нового я готов сказать, что не было сказано ранее?
Почему не было достойных, органичных русских идей, почему они оказались не живучи?
Проблема в том, что русская философская мысль была охвачена западной философией с ее юридизмом, юридическим пониманием человека. Представление о высоком достоинстве человека потерялось. Русское общество всегда жило этим возвышенным представлением о человеке. Русское понимание мира всегда базировалось на идеях милосердия и благодати, понимание мира западного человека – на идеях закона и неотвратимого наказания. Вся русская философия 19-20 века, хоть и говорит о себе как о русской, тем не менее базируется на западном, юридическом представлении о человеке и мире.
Помимо того, западный юридизм, который вошел в русскую философию, вытеснил собой греческую философию, которая и является инструментом открытия идей. Западный юридизм создает идеи, и потом общество пытается по ним жить, а греческая философия раскрывает те идеи, которые в обществе уже живут. Это другой язык, это другие понятия и даже другая логика. Будучи не только философом, но и богословом православным, я прикоснулся к большому пласту литературы именно греческой, восточной литературы, литературы ортодоксальной церкви с ее аскетическим опытом. Этот опыт мы можем рассматривать, если ее перевести на современный язык, как истории болезней души. Люди с этой литературой не знакомы. Многие философы действующие не знакомы с этой литературой, не рассматривают ее всерьез как инструмент для осмысления человека. Как естественный антрополог, занимаясь именно осмыслением человека, а потом уже осмыслением человека в обществе, я и пришел к открытию определенного устройства русского мира, которое через все века остается неизменным, какие бы идеологии не были заявлены в то время. Это и Россия княжеская, царская, имперская, советская, перестроечная, Россия Путина. Какая бы идеология ни бытовала в русском мире, тем не менее держался он на той идеологии, которая жила в обществе. Моя задача – это именно раскрыть эту идеологию, которой мы уже живем.
Понятно, что без диалога я не могу быть уверенным, что то, что я открою, верно. Поэтому чем шире и серьезнее будет диалог, тем быстрее и вернее мы определим, какой же идеал русского человека существует в нашем представлении.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001574757314
Instagram: evdokimov_vadim_genrihovich