Найти в Дзене
Мнемозина

"Желает миллионер удочерить шестнадцатилетнюю": какую страну описал Маяковский?

Оглавление

«Стихи о советском паспорте», которые мы в школе учили наизусть, на самом деле воспевали загранпаспорт – внутренних паспортов в СССР тогда ещё не было. Такой паспорт у Владимира Владимировича Маяковского имелся. С 1922 по 1927 год Владимир Маяковский объехал 54 города Советского Союза и девять раз побывал за границей, в том числе и в Америке, куда он всегда мечтал попасть.

"Мне необходимо ездить. Обращение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг", - так поэт объяснял свою страсть к поездкам.

В действительности для поездки в США были и другие причины. Формальные обязательства перед издательствами, под которые он уже получил какие-то авансы. Социальный заказ на просвещение советского читателя-пролетария и крестьянина, плохо знающего собственную географию и историю, но нуждающегося в разъяснении, что у нас - лучше. Америка интересовала Маяковского и заказчиков его путевых заметок как страна, которая должна вызывать ненависть как форпост капитализма. С другой стороны, США представляли себя символом нового будущего технологического общества, путь к построению которого в СССР лежит через прямое указание Ленина строителям социализма: взять у капитализма все лучшее, что у него есть, потому что у коммунизма нет ничего своего:

Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить со­циализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем. (ПСС, т.38, с.55)

Поэтому Маяковский должен был, по задумке заказчиков, показать и это "лучшее", что тогда было в капитализме, и что стоило позаимстовать в качестве фундамента для самого лучше в мире строя.

С первой целью - формированием представлений у читателей об Америке как адском сборище всего плохого - Владимир Владимирович справился отлично.

Владимир Маяковский в США. Фото с сайта музеймаяковского.рф
Владимир Маяковский в США. Фото с сайта музеймаяковского.рф

Вот только один рассказ, который так узнаваем нашими современниками.

Газеты стали трубить о мистере Браунинге.
Этот миллионер, агент по продаже недвижимого имущества, под старость лет обуялся юношеской страстью.
Так как брак старика с девушкой вещь подозрительная, миллионер пошел на удочерение.
Объявление в газетах:
ЖЕЛАЕТ МИЛЛИОНЕР
УДОЧЕРИТЬ ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЮЮ
12 000 лестных предложений с карточками красавиц посыпались в ответ. Уже в 6 часов утра четырнадцать девушек сидело в приемной мистера Браунинга.
Браунинг удочерил первую (слишком велико нетерпение) — по-детски распустившую волосья, красавицу-чешку Марию Спас. На другой день газеты стали захлебываться Марииным счастьем.
В первый день куплено 60 платьев.
Привезено жемчужное ожерелье.
За три дня подарки перевалили за 40 000 долларов.
И сам папаша снимался, облапив дочку за грудь, с выражением лица, которое впору показывать из-под полы перед публичными домами Монмартра.
Отцовскому счастью помешало известие, что мистер пытался попутно удочерить и еще какую-то тринадцатилетнюю из следующей пришедшей партии. Проблематичным извинением могло бы, пожалуй, быть то, что дочь оказалась девятнадцатилетней женщиной.
Там на три меньше, здесь на три больше; «фифти-фифти», как говорят американцы,— в общем, какая разница?
Во всяком случае папаша оправдывался не этим, а суммой счета, и благородно доказывал, что сумма его расходов на этот бизнес определенно указывает, что только он является страдающей стороной.
Пришлось вмешаться прокуратуре. Дальнейшее мне неизвестно. Газеты замолчали, будто долларов в рот набрали.
Я убежден, что этот самый Браунинг сделал бы серьезные коррективы в советском брачном кодексе, ущемляя его со стороны нравственности и морали.

Неравные браки были всегда. Но отношение молодых девушек к такому браку было иное: они противились, искали возможность отказаться. Вступать в брак с пожилым человеком молодую девушку заставляли обстоятельства: отсутствие денег, долги, диктат со стороны родных или этнонациональные предрассудки, сохранившиеся с периода родоплеменных отношений.

«Неравный брак». Художник Василий Пукирев
«Неравный брак». Художник Василий Пукирев

Вообще психологи считают, что нормальный брак возможен между людьми, у которых разница +/- 5 лет. У таких пар, особенно из одной культурной среды, много общего. Супруги росли в одно время, с одинаковым обучением, воспитанием, уровнем общественного развития. Они выросли на одинаковых фильмах. Они смогут понять друг друга и создать семью.

Брак молодых девушек с пожилыми богачами - это не семья, а "сдача вагины в аренду дорого", как пошутил когда-то известный юморист.

Недавние примеры с Джигарханяном и Петросяном - лучшее доказательство этому. Никакой любви, только деньги. А сюжеты и истории про "папиков" давно уже стали российским фольклором, частью нашего бытия: да, и такое у нас тоже есть.

И ныне, почитав книгу Владимира Маяковского "Мое открытие Америки", мы вдруг узнаём в описанной поэтом стране много настолько знакомого, словно мы сами живем там, а не здесь, в России.