«Стихи о советском паспорте», которые мы в школе учили наизусть, на самом деле воспевали загранпаспорт – внутренних паспортов в СССР тогда ещё не было. Такой паспорт у Владимира Владимировича Маяковского имелся. С 1922 по 1927 год Владимир Маяковский объехал 54 города Советского Союза и девять раз побывал за границей, в том числе и в Америке, куда он всегда мечтал попасть.
"Мне необходимо ездить. Обращение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг", - так поэт объяснял свою страсть к поездкам.
В действительности для поездки в США были и другие причины. Формальные обязательства перед издательствами, под которые он уже получил какие-то авансы. Социальный заказ на просвещение советского читателя-пролетария и крестьянина, плохо знающего собственную географию и историю, но нуждающегося в разъяснении, что у нас - лучше. Америка интересовала Маяковского и заказчиков его путевых заметок как страна, которая должна вызывать ненависть как форпост капитализма. С другой стороны, США представляли себя символом нового будущего технологического общества, путь к построению которого в СССР лежит через прямое указание Ленина строителям социализма: взять у капитализма все лучшее, что у него есть, потому что у коммунизма нет ничего своего:
Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем. (ПСС, т.38, с.55)
Поэтому Маяковский должен был, по задумке заказчиков, показать и это "лучшее", что тогда было в капитализме, и что стоило позаимстовать в качестве фундамента для самого лучше в мире строя.
С первой целью - формированием представлений у читателей об Америке как адском сборище всего плохого - Владимир Владимирович справился отлично.
Вот только один рассказ, который так узнаваем нашими современниками.
Газеты стали трубить о мистере Браунинге.
Этот миллионер, агент по продаже недвижимого имущества, под старость лет обуялся юношеской страстью.
Так как брак старика с девушкой вещь подозрительная, миллионер пошел на удочерение.
Объявление в газетах:
ЖЕЛАЕТ МИЛЛИОНЕР
УДОЧЕРИТЬ ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЮЮ
12 000 лестных предложений с карточками красавиц посыпались в ответ. Уже в 6 часов утра четырнадцать девушек сидело в приемной мистера Браунинга.
Браунинг удочерил первую (слишком велико нетерпение) — по-детски распустившую волосья, красавицу-чешку Марию Спас. На другой день газеты стали захлебываться Марииным счастьем.
В первый день куплено 60 платьев.
Привезено жемчужное ожерелье.
За три дня подарки перевалили за 40 000 долларов.
И сам папаша снимался, облапив дочку за грудь, с выражением лица, которое впору показывать из-под полы перед публичными домами Монмартра.
Отцовскому счастью помешало известие, что мистер пытался попутно удочерить и еще какую-то тринадцатилетнюю из следующей пришедшей партии. Проблематичным извинением могло бы, пожалуй, быть то, что дочь оказалась девятнадцатилетней женщиной.
Там на три меньше, здесь на три больше; «фифти-фифти», как говорят американцы,— в общем, какая разница?
Во всяком случае папаша оправдывался не этим, а суммой счета, и благородно доказывал, что сумма его расходов на этот бизнес определенно указывает, что только он является страдающей стороной.
Пришлось вмешаться прокуратуре. Дальнейшее мне неизвестно. Газеты замолчали, будто долларов в рот набрали.
Я убежден, что этот самый Браунинг сделал бы серьезные коррективы в советском брачном кодексе, ущемляя его со стороны нравственности и морали.
Неравные браки были всегда. Но отношение молодых девушек к такому браку было иное: они противились, искали возможность отказаться. Вступать в брак с пожилым человеком молодую девушку заставляли обстоятельства: отсутствие денег, долги, диктат со стороны родных или этнонациональные предрассудки, сохранившиеся с периода родоплеменных отношений.
Вообще психологи считают, что нормальный брак возможен между людьми, у которых разница +/- 5 лет. У таких пар, особенно из одной культурной среды, много общего. Супруги росли в одно время, с одинаковым обучением, воспитанием, уровнем общественного развития. Они выросли на одинаковых фильмах. Они смогут понять друг друга и создать семью.
Брак молодых девушек с пожилыми богачами - это не семья, а "сдача вагины в аренду дорого", как пошутил когда-то известный юморист.
Недавние примеры с Джигарханяном и Петросяном - лучшее доказательство этому. Никакой любви, только деньги. А сюжеты и истории про "папиков" давно уже стали российским фольклором, частью нашего бытия: да, и такое у нас тоже есть.