Этот случай произошёл с моей мамой более полувека назад. Оформила ее рассказ чуть в художественных тонах, но ни слова не приврала.
Были уже темные сумерки, когда в окошко избы постучались. Надюшка при маленьком огарке свечи читала книгу, поэтому, увлекшись, не сразу обратила внимание на звук.
Встрепенувшись, соскочила босыми ступнями на голый пол и на цыпочках добежала до окна. Переминаясь с ноги на ногу, во дворе ждал младший брат Надюшкиной подруги Ирки.
-Надька, там Ирка вернулась, велела тебя позвать, беги к нам, она на автобусе красновишерском приехала.
И как неожиданно Васька появился, также и исчез незаметно, юркнув между кустами.
Надюшка несказанно обрадовалась и кинулась надевать старенькие туфли.
У Иры семья была полная, и отец с матерью могли позволить себе отправить дочку доучиваться в город после 8 класса.
Надюшкин же отец, воспитывая троих детей, не мог отправить дочь учиться. А вернее, мачеха,будучи властной женщиной, не разрешила,потому как пришлось бы тратиться на Надино содержание в городе.
На выходных Ирка приезжала в родное Ратегово. Но сегодня был четверг и вроде, не должна была она приехать погостить. Да кто ее знает, почему вернулась.
Надюшка не стала гадать, а бросилась вниз по пригорку , сокращая дорогу, к Иркиному дому.
Слева от тропки темнел лес, и у самых деревьев рядом с родником стояли три бани, построенные сразу после войны. Никто в них никогда не банился,а если и было, то так давно,что никто этого уже не помнил.
У всех в деревне были свои помывочные. И поэтому стояли эти три сруба заброшенными, только мозоля глаза за своею ненадобностью.
Но в этот раз, пробегая мимо, Надюшка удивленно остановилась. В каждом их небольшом окошке мерцал голубоватый свет. И даже сами бани словно изнутри подсвечивались голубым мерцанием.
Надюшка такого света никогда не видела раньше. Холодный, не как от свечки, какими они все пользовались в деревне, с теплым и родным светом,а какой-то нереальный.
Медленно, словно боясь разбудить кого-нибудь, она на цыпочках прошла еще несколько метров, а потом помчалась со всех ног от чудны'х бань, до виднеющегося уже невдалеке Иркиного дома.
Залетев на крыльцо, Надюшка застучала острыми кулачками в дверь, и когда она открылась, запыхавшись выпалила:
- А Ирка где?
- Какая Ирка?- Васька недоуменно уставился на Надю.
- Как какая? Сестра твоя, дурилка,-Надя потрепала обросшего Ваську по волосам.
-Так нету её, с чего бы она здесь была?- дернув вихрастой головой, ответил Вася.
Надя уже ничего не могла понять.
-Васька, не шути так, сам же позвал.
-Когда?
Потом, объяснившись, не только Надя и Вася, но и родители его сокрушенно качали головами и не могли взять в толк, кто же прибегал к Надюшке и зазывал ее в дом к Ирке.
Домой девушку уже провожали взрослые, так как в деревнях очень легко верили и верят в нечистые силы.
Все пришли к единому мнению, что сам бес приходил за Надей.
Когда Надя с провожатыми возвращалась, бани все так же одиноко стояли на опушке леса. Но были уже с темными окнами - глазницами и смотрели равнодушно на мимо проходящих людей. Света в них уже не было, и так никто и не понял, что же произошло на самом деле.
И какого беса нужно было от юной девушки нечистым.
На следующий день Надюшка специально пошла к баням, посмотреть, не сгорели ли они.
Но они стояли целые и невредимые, что было для девушки непостижимым.Так как в её представлении такой свет непременно должен был спалить бани.
Она потом долго еще за версту обходила это место стороной. Да и люди сторонились от греха подальше.